Для большинства туляков понятие «бюджет области» давно перестало быть отвлеченным, абстрактным. Сегодня проблемы, связанные с бюджетом, касаются каждого из нас. Для кого-то это аварийное ЖКХ, плохие дороги, для других — прямые заработки.
О новом бюджете области рассказывает Елена Александровна ФЕДОРОВА, декан факультета экономики и права ТулГУ, профессор, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы.
— Можно ли о бюджете сказать, что он изменился не только количественно, но и качественно?
— Находящийся на утверждении областной Думы бюджет сегодня максимально прозрачен. Ни один бюджет до этого не был так детально обсуждаем и не доносился до населения с такими подробностями.
По одному из определений, бюджет — это план доходов и расходов. А поскольку он план, хотя и должен обрести статус областного закона, обязательного к исполнению, говорить о нем можно пока в будущем времени. По сравнению с 2005 годом расходы области должны вырасти более чем на 26 процентов и составить 17 с лишним миллиардов рублей. При этом дефицит бюджета не превысит 10,5 процента и составит почти полтора миллиарда рублей. Три миллиарда рублей область получит из федеральной казны.
Еще около двух процентов средств от уровня областного бюджета мы получим на выполнение действующих у нас федеральных целевых программ.
— Мне приходилось слышать от тульских чиновников, что дефицит бюджета области достигает 30 процентов.
— Бюджетный кодекс не позволяет переходить порог в 15 процентов, и бюджет составляется с учетом этого требования. 30 процентов — заблуждение.
Уместно говорить об условной дотационности бюджета. Потенциал Тульской области достаточно высок, но в областном и муниципальных бюджетах остается очень мало средств. Это следствие существующего налогового законодательства. Больше половины налогов уходит в федеральный бюджет. И только небольшая часть их возвращается в виде дотаций и средств для финансирования целевых программ.
— Мы любим сравнения с западными странами. Может быть, города Европы достаточно благоустроенны, потому что большая часть налоговых поступлений остается в местных бюджетах?
— Такие сравнения не совсем корректны. Дело в том, что у нас и у них совсем разные уровни абсолютных доходов. И по абсолютным величинам мы не идем ни в какое сравнение с ними. У нас разрушено ЖКХ, у нас низкий уровень здравоохранения, у нас подорвана вся инфраструктура. В Европе совсем иная картина, там нужны деньги не на поддержание видимости цивилизации, а на ее развитие. И нужно им гораздо меньше, чем нам. У нас идет перестройка, а перестройка — это всегда более дорогая процедура. И нам нужно не поддерживать, не реконструировать хозяйство, а заново создавать всю систему. По этому поводу губернатор Вячеслав Дудка говорил, что при таком износе основных фондов — до 60-80 процентов — надо уходить от текущего ремонта к модернизации и перевооружению. На это нужны деньги. И деньги большие.
— Они в бюджете области когда-нибудь появятся?
— Рост бюджета за год более чем на четверть говорит сам за себя. Выросли очень многие статьи расходов. Например, общегосударственные расходы — затраты на управление и обслуживание долга — выросли в два раза и составили 747 миллионов рублей. Расходы на ЖКХ — скачок с 365 до 572 миллионов. Вообще бюджеты всех уровней — и областной, и муниципальные — в долгу у ЖКХ. Губернатор в своем послании сказал, что этот долг — два миллиарда.
На содержание и ремонт дорог в бюджете заложено на 70 процентов средств больше: рост от 549 миллионов рублей до 931 миллиона.
На 500 миллионов увеличатся расходы на здравоохранение и спорт.
На этом фоне некоторые статьи незначительно сократились: расходы на мобилизационную подготовку — с 16 до 9 миллионов. На охрану окружающей среды — с 8 до 1,2 миллиона.
Но все-таки самое существенное изменение — значительный рост бюджета развития. Это та часть бюджета, которая идет на увеличение стоимости материальной базы, основных фондов — строительство новых объектов, дорог, закупку оборудования для больниц и школ и многое другое.
Формирование этой части бюджета — сложный процесс. Сегодня доходы нашего бюджета, как и любого другого в стране, кроме московского и питерского, таковы, что нам едва хватает их, чтобы обеспечить текущие расходы. Поэтому в бюджете как бы сжимаются необходимые расходы на текущую деятельность и выделяются средства на капитальные вложения. Это необходимо, потому что без капитальных вложений невозможно будет обеспечить и текущую деятельность.
Сегодня капитальные вложения приближаются к полутора миллиардам рублей. За год они выросли на треть. Конкретно это увеличение объемов финансирования программы переселения граждан из ветхого жилья — до 300 миллионов. Троекратный рост — с 80 миллионов до 250 — «цены» программы строительства объектов социальной сферы. Капитальные вложения направляются в здравоохранение, спорт, социальную защиту, образование, строительство дорог. Можно сказать, что строительство дорог и здравоохранение будут приоритетными направлениями в новом бюджете.
— Полтора миллиарда — меньше девяти процентов бюджета. Наверное, этого мало и доля капвложений должна быть выше?
— Мало. Если удвоить капитальные вложения или увеличить хотя бы на 50 процентов, тогда можно ждать серьезных изменений в экономике области. Но увеличивать долю капитальных вложений нельзя произвольно. Ведь прежде всего бюджет должен обеспечить текущую деятельность. Бюджет платит зарплату учителям, врачам, отапливает школы, освещает улицы, содержит хозяйство городов и многое другое. Нельзя пресечь всю эту деятельность и вложить все средства в основные фонды. Приходится искать золотую середину.
— Она у нас найдена, на ваш взгляд?
— Нельзя сказать, насколько целесообразно увеличивать расходы по одной статье бюджета и уменьшать по другой. Но тенденция к увеличению капитальных вложений видна, что позволяет сегодня говорить о серьезных переменах в экономическом климате области. Можно считать, что мы достигли определенной стабильности. Да, еще низок уровень зарплат. Но ведь совсем недавно зарплату месяцами вообще не платили. Сегодня мы живем небогато, но более или менее надежно. Это прогресс.
— Какая роль в этом прогрессе отводится целевым программам?
— Могу назвать некоторые областные законы или, другими словами, целевые программы, на исполнение которых из областного бюджета в муниципальные образования выделяются субвенции. Закон области «Об образовании». Его цена — 193 миллиона рублей. «О библиотечном деле» — 34 миллиона. «О музеях и музейных ценностях» — 4,7 миллиона. «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» — 33,4 миллиона. «Об установлении региональных надбавок работникам бюджетной сферы» — 120 миллионов. «О здравоохранении в Тульской области» — 62 миллиона. «Предоставление населению субсидий на оплату коммунальных услуг» — 242 миллиона. «О комплексных мерах борьбы с распространением наркомании»… Можно было бы продолжить. Всего субвенций — на сумму 2837 миллионов рублей.
Важно, чтобы все целевые программы, действующие на территории области, были плодотворны, чтобы средства, что называется, не размазывались. Ведь понятно, что в тех условиях, когда невозможно профинансировать все направления, приходится устанавливать приоритетные программы и финансировать их как можно полнее.
— На ваш взгляд, в нынешнем бюджете есть явные проколы? И если есть, как бы вы, будь ваша воля, могли распорядиться областной казной?
— Я не могу быть настолько уверенной, чтобы давать рекомендации по этому поводу. Я специалист в системе образования, и у меня могло бы возникнуть желание решить наши проблемы за счет, например, здравоохранения. Но я понимаю, что нельзя локально решить проблему одной отрасли за счет другой. Нельзя, чтобы где-то было хорошо, а в другом месте плохо. Все взаимосвязано. Поэтому, хотим мы или не хотим, но мы должны друг друга поддерживать.
Вопросы задавал Александр КУЗНЕЦОВ.