Новый холдинг появился в Свердловской и Челябинской областях – во вторниксвою ФПГ презентовал москвич Борис Зубицкий.
Для региональных бизнесмено ввозглавляемый им «Промышленно-металлургический холдинг» стал открытием,задав тему дня: «Что будет делать ПМХ на Урале?». В компании обещают многовкладывать в никелевые активы и не играть в политику. Но в Челябинске загосподином Зубицким видят давнего врага – Алишера Усманова. Все данные нановую ФПГ – в материале нашего экспертного канала.
Полноправной уральской ФПГ «Промышленно-металлургический холдинг» стал вконце апреля нынешнего года, приобретя у банка «Акрополь» предприятия«Уфалейникель» (Челябинская область) и «Режникель» (Свердловская область).Из деталей сделки известно, что вместе с двумя предприятиями ПМХ получил Серовский никелевый рудник, а весь новый бизнес обошелся его нынешнему владельцу в 57 млн. долларов. Представитель компании Павел Коваленко заверил «УралПолит.Ru» в отсутствии у купленных предприятий каких бы то ни было долгов. Правда, объяснять, была ли задолженность перед кредиторами (в разное время называлась сумма от 40 до 70 млн. долларов) погашена покупателем или это сделал продавец, он не стал. Зато приоткрыл завесу тайны над загадочным холдингом.
По версии представителя ПМХ, основатель компании, а ныне просто акционер и заместитель председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы — Борис Зубицкий. До создания холдинга он возглавлял Кемеровский коксохимический завод. После избрания в российский парламент передал управление ПМХ 35-летнему сыну – Евгению. Последний занимает сейчас пост генерального директора холдинга. В собственности семьи Зубицких находится около 60% акций крупнейшего европейского экспортера чугуна – «Тулачермет», владеющее сырьевыми активами в Кемеровской области ОАО «Кокс» и крупнейший российский производитель ванадия — ОАО «Ванадий» (не связано с Качканарским ГОКом «Ванадий»).
Приобретение никелевого бизнеса на Урале – шаг вперед для московского холдинга. В рамках ПМХ «Уфалейникель» и «Режникель» имеют все шансы обрести второе дыхание. Как уже сообщал «УралПолит.Ru», год назад из-за падения цен на никель и одновременного подорожания кокса южноуральцы не смогли покрыть свои потребности в сырье, в итоге остановив производство. Владельцу «Уфалейникеля» долго не удавалось возобновить поставки кокса, и он продал свой промышленный актив банку «Акрополь». Финансисты завод не возродили, а перепродали — ПМХ.
Теперь трудностей ни у одного из трех никелевых производств быть не должно – их сырьевые проблемы решатся за счет кемеровского ОАО «Кокс». Есть и страховка от падения цены на никель – в продукции уральцев очень заинтересован «Тулачермет». Наличие технологической связи между новым собственником и его уральскими активами очень радует региональные власти. По информации «УралПолит.Ru», во вторник губернатор Свердловской области Эдуард Россель начал свою встречу с Зубицким-старшим со слов: «Хочется верить, что вы – последние собственники предприятий. За последнее время заводы так часто переходят из рук в руки… Они были созданы, чтобы работать вместе, но постоянно оказывались разделены. Теперь вы должны реализовать первоначальный замысел». В ответ руководство ПМХ озвучило свои планы по инвестированию в основное производство. Объемы вложений пока не озвучиваются, но аналитики говорят о необходимости серьезного обновления предприятий.
Средства для этого могут быть не только у управляющей компании, но и самих заводов. Благо, что цена на цинк достаточно высока. Аналитик ИК «Проспект» Ирина Ложкина считает, что «Промышленно-металлургический холдинг» приобрел очень хорошие объекты, которых в его структуре как раз не хватало. «Конечно, цены на цинк не вечно будут высокими – учитывая укрепление доллара, ожидается их снижение. Но они все равно будут достаточно хорошими, особенно для компаний, владеющих также рудой, коксом», — заметила госпожа Ложкина.
Вот только для полноты картины о новой уральской ФПГ ее планов по развитию активов в регионе маловато. Как заметил сотрудник одного металлургического холдинга, «экономика – это одно, но есть еще политика». В этой сфере никаких громких кампаний за ПМХ пока нет. Представители большинства уральских ФПГ признавались нашему корреспонденту, что не очень хорошо понимают, о каком холдинге идет речь. Получив же справочные данные, высказывали сомнение в активности новой структуры на политическом поле.
Об этом же говорят и в «Промышленно-металлургическом холдинге». Павел Коваленко отверг любую возможность участия новой структуры в выборах (как в областные, так и муниципальные Думы), а также каких-либо кампаниях. «Мы не участвуем в политике – это позиция акционеров», — заверил он. Ирина Ложкина объясняет этот посыл так: цель владельцев компании – максимум прибыли без политических рисков. «ПМХ будет инвестировать в заводы, платить налоги, работать по социальным программам. А вот играть в политику – вряд ли.
Даже участие в каких-то добровольно-принудительных акциях местной власти сомнительно, если холдинг не получит за это дополнительных преференций», — считает аналитик. Сотрудник одного из свердловских метхолдингов сравнил новую ФПГ с челябинской «Группой ЧТПЗ», в конце прошлого года поглотившей Первоуральский новотрубный завод (Свердловская область). «Все ждали, что они будут активно лезть в политику, но ничего не произошло. Объяснить это можно как нежеланием ссориться с нашей властью, ревностно следящей за бизнесом, так и тем, что в Свердловской области у них не основной бизнес и тратиться на здешние войны им не интересно», — замечает металлург. По его логике, ЧТПЗ – активный игрок в челябинской политике, а ПМХ – в Тульской, и появление у компаний предприятий в Свердловской области ситуацию не изменит. «У нас в политике все равно будет только УГМК, ТМК, СУАЛ, Свердловэнерго и «ЕвразХолдинг», — замечает он.
Впрочем, появление ПМХ может перекроить ситуацию в Челябинске. Источник в администрации губернатора области Петра Сумина сообщил «УралПолит.Ru» о начале работы по выяснению деталей сотрудничества холдинга Зубицких с компанией Алишера Усманова. Последнему принадлежит 30% «Тулачермет», и в металлургической тусовке нет никакой информации о каких-либо трениях между акционерами. «Есть опасение, что Зубицкие могут начать лоббировать здесь интересы Усманова, устроившего сырьевую блокаду Магнитогорскому меткомбинату. Губернатору это не нужно – будем разбираться», — объяснил чиновник администрации, напомнив, что на прошлой неделе господин Сумин отказался от встречи с Алишером Усмановым.
«УралПолит.Ru» будет следить за действиями ПМХ.
http://www.uralpolit.ru/sverd/?art=23007
Михаил Вьюгин