На прошлой неделе в Туле побывала делегация столичных чиновников во главе с генеральным директором ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» Александром Денисовым. Цель визита – обсуждение проблем формирования холдинга по проектированию и выпуску вооружений с участием тульских предприятий.
История с развалом национальногo достояния…
Во времена СССР львиная доля отечественной промышленности выполняла оборонные заказы. Даже сугубо гражданские предприятия. Но существовали и «чисто оружейные заводы». Правда, их подчас маскировали, поручая выпуск гражданской продукции. Например, Тульский машзавод производил пушки и управляемые ракеты, но слыл «отцом» мотороллеров, станков и специального инструмента. «Штамп» славился самоварами, но про реактивные снаряды для установок «Град» молчали. «Октава» хвалилась наушниками, тихо клепая акустические приборы для военных целей. ТОЗ и ЦКИБ СОО изображали производителями только охотничьих и спортивных ружей… А КБП вроде и вовсе не существовало.
В стране существовали структуры, руководившие работой «ракетных», «артиллерийско-стрелковых», «боеприпасных», «электронных», «самолетных» и прочих групп предприятий.
А потом все рухнуло. Государство сняло свои заказы, оборонные заводы бросили на произвол судьбы. В связи с этим вспоминается немало печальных историй. Например, про приезд президента России Б. Ельцина на «Штамп», где он хвалил заводчан за освоение гражданских образцов продукции, обещал помочь, но руки так и не дошли. Или про голодную забастовку работников ТОЗа в 1998 году, когда завод второй раз за свою почти трехвековую историю практически остановился (первый раз – в 1918 году). А также про тихое угасание «Арсенала», «Октавы», других предприятий.
20 лет назад в Тульской области существовало почти четыре десятка оборонных заводов, КБ и НИИ. Сегодня числится чуть более тридцати, но лишь половина из них производят нечто востребованное. Число тех, кто считает себя оружейниками, уменьшилось в пять раз.
… и многолетней говорильней
Рассуждения чиновников о реформе оборонной отрасли начались, как только ее стали разваливать. В 1999 году, наконец-то, создали Российское агентство по обычным вооружениям. И наделили его в отношении производителей исполнительными, контрольными, разрешительными, регулирующими и другими функциями. Агентство разработало Стратегию развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России на 2001-2006 гг. Среди важнейших задач этот документ провозглашал создание в отрасли интегрированных (холдинговых) структур.
Тульские предприятия «сватали» в разные структуры. Говорили про корпорации «Артиллерийские системы и ракетные комплексы» и «Стрелковое оружие и патроны». Не сложилось. Какое-то время ходила версия о создании холдинга «Тульское оружие». Наконец, зашла речь о корпорациях «Высокоточное оружие» и «Высокоточные комплексы». В обоих случаях главная роль в них отводилась тульскому КБП, но состав корпораций называли разный. В перечень попадали тульские ТОЗ, «Туламашзавод», ЦКБА, а также «Молот» (Вятские Поляны), завод им. Дегтярева (Ковров), «Маяк» (Киров), подмосковные КБТМ им. Нудельмана, ЦНИИТИ и Подольский механический завод.
Происходили и другие события. КБП сначала получило, а затем лишилось права на самостоятельную продажу своей продукции за рубеж. Федеральная структура, занимавшаяся продажей оружия называлась «Росвооружение», позже превратилось в «Рособоронэкспорт». С периодичностью раз в 6-12 месяцев менялись первые лица в министерствах и агентствах, ведавших оборонной промышленностью. Руководители предприятий, готовившие документы со своей точкой зрения на решение острых проблем «оборонки», в очередной раз начинали все с нуля…
Новый этап реформирования
Год назад была создана Государственная корпорация «Ростехнологии», куда наряду с более чем четырьмя сотнями предприятий страны вошли и 14 тульских оборонных предприятий. В рамках корпорации стали формировать «тематические» холдинги. Их состав постоянно менялся, но вскоре стало ясно, что «головных» предприятий не будет вообще. Организуют акционерные общества, куда на равных правах войдут предприятия, а руководство работой холдинга возьмет на себя центральный аппарат ОАО.
ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» возглавил Александр Владимирович Денисов. Он — специалист в сфере авиации, кандидат наук, генерал-лейтенант. Работал в структурах, занимавшихся поставками вооружений.
Делегация первых лиц нового холдинга посетила КБП, «Туламашзавод», другие предприятия, провела совещание. Все это происходило в закрытом режиме.
Но известно, что главный вопрос – о степени самостоятельности в решении производственных, сбытовых и финансовых проблем предприятий – пока остается открытым.
По сообщению пресс-службы областной администрации, выступая на совещании, губернатор Вячеслав Дудка заявил, что «оптимизация структуры оборонно-промышленного комплекса путем формирования системообразующих интегрированных структур позволит качественно перестроить оборонную промышленность в виде совокупности мощных, тематически ориентированных научно-производственных комплексов, характеризующихся кратчайшими сроками и минимальными затратами на протяжении процесса от разработки до серийного производства продукции».
Александр Денисов, в свою очередь, отметил: «Нужно в короткое время решить организационные вопросы, сформировать Совет руководителей холдинга, определить регламент его работы». В числе критериев, по которым будет рассматриваться возможность оказания экономической поддержки – «условие наличия в собственности государства контрольного пакета акций предприятий»…
Вопросы без ответов
Выводов из этого можно сделать несколько.
Понятно, что идея именно «тульского» холдинга отвергнута. Участники новой структуры расположены в разных регионах страны. Хотя, по всей видимости, в другом оборонном холдинге, в который должны войти такие тульские предприятия, как ГНПП «Сплав» и завод «Штамп», головным станет «Сплав» со всеми вытекающими отсюда последствиями. ГУП КБП, к сожалению, такой миссией в «Высокоточных комплексах» не наделен. Главному разработчику львиной доли производимой заводами холдинга продукции суждено быть равным среди равных. Право на принятие решений отдано в руки столичного руководства.
Обещано, что члены холдинга получат от государства мощные заказы. Это вселяет надежды. Но мы помним прежние такие посулы. В результате доля госзаказа в том же КБП выросла в его объемах только с 2% до 6%. Основными «спонсорами» нашей знаменитой фирмы по-прежнему остаются иностранные заказчики.
И еще. Зачем затевать акционирование КБП с передачей всего пакета ценных бумаг в руки государства, если фирма и сегодня ему принадлежит на все сто?
И все же будем надеяться: централизация управления отраслью благотворно скажется на судьбе оставшихся в живых тульских оборонных предприятий.
Александр САВЕНКОВ.
Фото admportal.tula.ru.
«Молодой коммунар» от 20 января 2009 года
Кончится все это тем, что после полного достижения поставленной еще при Ельцине цели — уничтожить ВПК России — сегодняшние дяди-начальники нырнут в тину, а страна начнет пытаться восстановить военку. Но, если квалифицированных рабочих и техников можно подготовить за 1…3 года, то для подготовки качественного инженера, умеющего работать самостоятельно, нужно лет десять. А для подготовки качественного преподавателя высшей школы нужно двадцать лет. При сегодняшнем уровне зарплаты инженера-оборонщика и преподавателя ВУЗа никакая централизация нашим предприятиям не поможет. Беда в том, что наверху нет системного подхода, образования не хватает. А если и хватает, как, например, у Фурсенко, то лучше бы его совсем не было!
Кто знал, что будет грустно в этот час?
Никто, конечно, до конца не верил.
Пришла Тарасова и грустный час настал
И в первой школе началось затмение.
На фото Г.И. Репринцев рядом с преступившей закон Тарасовой. Какое чванство, господа. В отношении Тарасовой решается вопрос о возбуждении уголовного дела и вместо отстранения от должности ей еще и дают слово. И тут начинается лицедейство:
Тарасова начинает говорить о частичке души педагога переданной детям. Как вы ее передавали Елена Анатольевна? Через рукоприкладство или оскорбляя учеников? Или У вас такая вот душа? Ребята не забудут школу и учителей, тех кто выступил в их защиту, вспомнят, и вас, и тех учителей кто встал вместе с вами, кто предал своих учеников. Добрые ли это будут слова?
Выступает и Минина, со свежим выговором. За то, что попыталась скрыть отвратительный факт хамского поведения директора школы Тарасовой.
Весь этот фарс был устроен на глазах детей, тех кто знает о происходившем в школе не понаслышке. К чему приведет такое, не прикрытое лицемерие? Какие выводы для себя сделают ученики школы?
Автор: Николай Вороненко.