Всего неделя остается до 21 августа, когда начнется регистрация кандидатов в депутаты и главы муниципальных образований на предстоящих муниципальных выборах 30 октября 2005 года. СП августа СМИ начинают печатать расценки на предоставление кандидатам печатной площади. Но чем ближе подходит время икс, тем больше вопросов возникает у жителей области: как будут проходить выборы, кто может выдвигать свою кандидатуру, кто станет контролировать этот процесс, сколько денег будут тратить на выборах? За разъяснениями мы обратились к заместителю председателя областной избирательной комиссии Тульской области Николаю Машкову.
ПЕРИОД НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Особенность осенних муниципальных выборов заключается в том, что проходить они будут локально, по-домашнему, в конкретных муниципалитетах. При этом будет отсутствовать столь привычная выборная централизация и главенство облизбиркома. А все из-за того, что органы местного самоуправления не подчинены органам государства и выведены из этой системы. А вот областная избирательная комиссия как раз государственная, потому и муниципальными комиссиями руководить не сможет, только рекомендовать или советовать. А если и исправлять, то только самые грубые их ошибки — в исключительных случаях.
«Усложняет ситуацию создавшаяся на местах аура нестабильности, вызванная изменениями в уставах муниципальных образований», — считает Николай Машков.
Есть муниципалитеты, где глава администрации будет работать по контракту и избираться после муниципальных выборов из числа выбранных депутатов. Есть районы, где глава образования всего лишь председатель представительного органа с совершенно непривычным кругом полномочий и обязанностей, этакий «старший депутат». А в Туле вообще придумали избирать спикера городской Думы всеобщим голосованием населения. В поселке Новогуровский глава избирается по-старому: и как глава администрации, и как глава МО, но при этом он утратил право председательствовать в представительном органе. Стоит сюда прибавить и чисто человеческие тревоги работников, районных администраций, и отсутствие электронных СМИ в большей части деревень и сел области.
«Самым задействованным средством массовой информации на этих выборах, — уверен заместитель председателя облизбиркома, — будут газеты.
В КАЖДОЙ КОМИССИИ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ АКТЫ
Все предстоящие осенью выборы ставят своей целью избрание депутатов для 23 районов и 3 муниципальных образований (Тулы, Донского и Новогуровского). В областном центре и поселке Новогуровском жители выберут еще и глав. Кроме того, в Туле теперь 35 одномандатных округов, против 25 когда-то существовавших.
«Нормальным явлением будет то, — считает Машков, — что в муниципалитетах наверняка будут различаться акты, принятые местными избирательными комиссиями. Появятся отдельные личности, которые смогут через собственное красноречие или авторитет влиять на принятие подобных локальных актов. Но всем членам избиркома разного уровня стоит помнить, что все незаконные акты обязательно будут отменены на уровне судов».
Это Николаю Машкову, прошедшему не одну сотню судебных разбирательств, известно как никому. В практике областной избирательной комиссии уже было, когда ее члены доказали всей области, что 1 + 1 = 5. И сняли с регистрации один из партийных блоков на прошлогодних выборах в облдуму.
«По сути, это было продиктовано идеологическим неприятием вполне определенных людей. Но буквально через неделю в суде решение было отменено как незаконное. Мало ли, кому кто не нравится. Закон — прежде всего», — уверен Машков.
Подобные коллизии наверняка будут наблюдаться и на муниципальном уровне. Вполне возможно, кто-то убедит членов избиркома, что Иван Иванович Иванов, пришедший регистрироваться в качестве кандидата, всего лишь Ванька, с которым «мы в детстве подрались, и вообще он дурак, и пиво пьет за углом». Но снимать на этом основании гражданина с регистрации нельзя.
«Все комиссии, — еще раз напоминает Николай Александрович, — должны действовать по закону, убирая подальше свое человеческое приятие или неприятие. Есть основания в регистрации, и есть в отказе. Третьего, как говорится, не дано».
Могут быть и другие инциденты. К примеру, если одна и та же партия выдвинет списки с одинаково оформленным набором документов в разные округа, и в одном округе их зарегистрируют, а в другом — нет, то будет разбирательство на тему, кто виноват: избирком, который увидел несуществующую ошибку, или партия, неправильно оформившая документы, и избирком, который пропустил ошибку. То же может стать и с агитлистовками, и с газетами. Вдруг их запретят в одном округе и разрешат в другом?
«Все это — дополнительные треволнения, и дай Бог, — искренне желает Николай Машков, — чтобы они не случились».
Главное, что должны помнить все комиссии, — каждый гражданин России имеет право избирать и быть избранным. Это право защищено Конституцией РФ, и отменить его по желанию никто не может.
КАНДИДАТЫ РАЗДЕВАЮТСЯ
«Статьи, оговаривающие снятие кандидатов с регистрации, как и статьи караульной службы, написаны кровью, — продолжает Николай Машков, — и сегодня перечень таких случаев является исчерпывающим».
Что касается партийных списков, то здесь существуют небольшие отличия, касающиеся размеров фонда и количества округов, где партия может выдвинуть своих кандидатов. Но принципы должны соблюдаться те же: нравятся избирательным комиссиям кандидаты или не нравятся, если у них все документы оформлены правильно, их обязаны зарегистрировать.
«Был такой случай, — делится практикой казусов Николай Александрович, — один из кандидатов сфотографировался для агитлистка на фоне «белого дома» в голом виде, прикрыв мужское достоинство длинным галстуком. Тут же зазвучали голоса в пользу того, что данного кандидата стоит снять с регистрации. Однако это было бы не по закону».
И вообще, мало ли что кандидат может делать, за что снимать его с выборов никак нельзя. Скажем, один из баллотировавшихся в свое время граждан играл на балалайке, другой — плясал, а третий прямо в день голосования стоял на углу и играл на гитаре русские народные песни. И поскольку в песнях призывов «голосуйте за меня!» не звучало, то в качестве нарушений выборного процесса это не расценили.
ФОНДЫ НЕ МОГУТ БЫТЬ БЕЗДОННЫМИ
На проведение выборов в область поступит 20 миллионов рублей. Этой суммы вполне достаточно, чтобы обеспечить стабильную работу избиркомов.
Что касается кандидатских фондов, то их размер, наполнение и использование строго оговорено законом о выборах.
«Так, в фонде одномандатника или многомандатника, — объясняет Николай Машков, — может быть не более 300 тысяч рублей. Причем без учета плотности населения и территории того округа, в котором данный кандидат будет выдвигаться на выборах».
Собственных средств каждый кандидат может внести не больше 15% от общей суммы фонда. Партия может озолотить своего кандидата не более чем на 50% (150 тысяч рублей). Добровольные пожертвования от граждан тоже возможны, но не более 3 тысяч от физического лица и 30 тысяч от юридического лица. Главное, чтобы в уставном капитале такого юридического дарителя было не слишком много иностранных инвестиций. Не могут давать кандидату деньги церковь, воинские подразделения, милиция.
Сегодня в России официально зарегистрировано 39 партий. Сколько из них примут участие на муниципальных выборах в Тульской области 30 октября, станет точно известно лишь к 21 августа — началу регистрации кандидатов. Пока же известно точно лишь то, что партийные фонды могут быть намного больше; предельная сумма — 10 миллионов рублей.
Сумма большая, если учесть, что такой фонд партия может иметь в каждом районе области, где выдвинет на выборах партийный список. Однако тратить деньги из фонда можно будет лишь в том районе, где означенный фонд будет зарегистрирован.
«Кстати говоря, — напоминает Николай Машков, партийные списки на выборах будут не везде. Они фигурируют лишь в крупных городах и некоторых районах».
Таким образом, партии могут развернуть агитационную кампанию на 10 миллионов рублей, к примеру, в Новомосковске, в Новомосковском районе, в Плавском районе, в Суворовском районе, в Алексинском районе. Именно там смешанная система выборов, где часть депутатов избирается по мандатам, а часть по партийным спискам. В областном центре избираться будут исключительно одномандатники плюс глава представительного собрания.
Теперь все вроде бы ясно. Одно только остается непонятным, зачем в Туле избирать спикера Думы всему населению? Какой в этом смысл? Ну да депутатам виднее…
Светлана МЕСИТОВА.