Войти   Регистрация

Туляки голосовали ногами? <Тульский курьер> № 11 (302) 18 — 24 марта 2004 года.

Выборы Президента Российской Федерации состоялись. 14 марта на избирательные участки в нашей области пришли 55,28 процента избирателей. Это почти на десять процентов меньше, чем в 1996 году, и на пять процентов — чем в 2000. В среднем же по России явка составила — 64 процента.

По предварительным данным, за Путина проголосовали 65,35 процента туляков, принявших участие в голосовании (средний показатель — 72 процента). Четыре года назад в нашей области за Путина отдали голоса 48,01 процента активных избирателей. При этом количество голосовавших <против всех> неизменно от выборов к выборам колеблется в районе пяти процентов. Кстати, при подсчете бюллетеней выяснилось, что 0,04 процента из них в конечном итоге не оказалось в избирательных урнах — по всей видимости, граждане унесли их с собой на память.

По предварительным данным, за Харитонова проголосовали 18,55 процента туляков, за Глазьева — 5,13, Хакамаду — 3,25, Малышкина — 1,96, Миронова — 0,61 процента пришедших на избирательные участки.

НАКАНУНЕ

Последние предвыборные дни отличались массовыми выступлениями различных партий и движений. Причем всех, несмотря на декларируемую разницу взглядов, волновал вопрос явки на выборы. Правда, одни ратовали за повышение избирательной активности, другие, напротив, — пытались доказать, что на выборы ходить не стоит.

Так, в четверг, накануне выборов, в Туле случилось шествие молодежи по главной улице — проспекту имени Ленина. Около трех сотен ребят из Тульского отделения общественной организации содействия воспитанию молодежи <Идущие вместе> с флагами и забавными плакатами продефилировали от корпусов ТулГУ к памятнику Льву Толстому. Как пояснил председатель правления Тульского отделения этого движения Василий Акимцев, цель шествия — призвать молодежь идти на выборы. <От явки зависит многое, - заявил он. - Есть силы, которые готовы усомниться в результатах выборов, если явка будет низкой. Мы призываем всех участвовать в выборах Президента России>.

Студенты и школьники в синих и белых курточках с изображением Путина шли, поскальзываясь на льду не чищенных улиц. Дойдя до памятника графу, который, как известно, изображен также идущим, ребята шутили: мол, вот и великий писатель присоединился к акции <Идущих вместе>. Правда, Толстой-памятник идет отнюдь не на выборы, а, вопреки своим убеждениям, — в сторону спиртоводочного производства. Но это уже частности.

Участники акции несли плакаты с забавными изображениями животных — жирных котов, свинок, обезьян, была даже рыбка в аквариуме — и надписью: <Они не выбирают президента>. Словом, народ призывали не уподобляться этим животным.

В ходе небольшого митинга подростки в мегафон призывали всех жителей города присоединиться к акции. Около них останавливались женщины с колясками и маленькими детьми, пенсионеры. Детишек явно забавляли рисунки. Пенсионеров — чужая политическая активность.

Кстати, большинству участников шествия еще нет 18 лет, так что эти мальчишки и девчонки в выборах еще участвовать не будут. Зато они с явной радостью прогуляли занятия в школе. Благо причина в государственном масштабе уважительная.

В этот же день чуть позже у Главпочтамта состоялась другая акция — представители национал-большевиков провели митинг под лозунгом: <Россия без Путина>. Противников президента собралось меньше десятка. Словом, хватило лишь на то, чтобы держать плакат. Во всяком случае, журналистов, прибывших засвидетельствовать действо, и представителей правоохранительных органов в форме и без было значительно больше. Несмотря на довольно дерзкие <кричалки> и эпатирующий вид (ребята были почти сплошь в черном и с бледными нездоровыми лицами), особого внимания туляков эта акция не удостоилась. Какой-то старичок пытался объяснить нацболам, что, мол, это все <хамство и хулиганство>. Их не проняло. Остальных не заинтересовало. Если в столице в этот день аналогичный митинг нацболов привлек внимание хотя бы тем, что не был санкционирован, а потому возникло недоразумение с милицией, то в Туле все прошло мирно. Почти пo-домашнему. Более того, как только журналисты покинули площадь, устав любоваться однообразием весьма надуманного протеста, <бунтари> быстренько рассосались в пространстве.

ГОЛОСОВАНИЕ СПИСКОМ

В воскресенье утром, как и положено, распахнулись двери 1151 избирательного участка. Через два часа выяснилось: проголосовали около шести процентов избирателей. Все было тихо-мирно и даже как-то буднично. Особых нарушений не наблюдалось. Впрочем, звонков в избирательные комиссии по поводу того, что люди по каким-то причинам не могут проголосовать, было, как всегда, много. Но ничего действительно существенного не проявилось — все случаи находили объяснение и соответствующее разрешение. К примеру, гражданин обращается в участковую комиссию, мол, мне не дают голосовать. Оказалось, что у этого человека проблемы с пропиской — в суде рассматривается дело как раз по этому поводу.

— Кстати, впервые в этом году в Туле был создан специальный избирательный участок как раз для таких товарищей с проблемами: туда могли пойти проголосовать те, кого по тем или иным причинам не оказалось в списках избирателей. Например, человек поменял квартиру, а оформить прописку еще не успел. Его прямиком направляли в тот самый участок, который располагался в клубе УФСБ по Тульской области. Этот участок был создан по рекомендации Центральной избирательной комиссии. Располагать его советовали поблизости от облизбиркома (находится в здании областной администрации). Поначалу хотели разместить в помещении бывшего Дворца пионеров. Потом решили, что, во-первых, это сорвет работу кружков и секций, во-вторых, мало ли какие люди придут и с какими проблемами — пусть уж, в случае чего, ими занимаются специалисты. Там уж точно есть кому, и ходить далеко не придется. В облизбиркоме сообщили: избирателей, посетивших именно этот участок, было довольно много. А проблем не было отмечено вовсе.

Зато были свои <выборные> забавы. Так, один пенсионер в Ленинском районе, воспользовавшись невнимательностью члена участковой избирательной комиссии, вместе с бюллетенем опустил в урну для голосования… список избирателей. Так сказать, <проголосовал списком>. Пришлось оперативно восстанавливать тот список и после вскрытия урны сверять оба — старый и новый.

Кроме того, в Ефремовском районе вновь, как и на выборы в Госдуму, среди членов избиркома буквально за день до голосования обнаружился человек без российского гражданства. Как выяснилось, у него был вид на жительство, а вот гражданства он получить не успел. Пришлось не гражданина выводить из состава комиссии, впрочем, комиссия осталась вполне правомочной. Бороться с нашествием не граждан на ответственные участки, как объяснили в облизбиркоме, проблематично: нету такого правового акта, который бы обязывал претендентов на место в избиркоме предъявлять весь комплект документов, а вышестоящие избиркомы — проводить масштабные проверки.

Случилось в Советском районе Тулы и недоразумение, когда избирательный участок перенесли с привычного место на новое. Люди, не обратив внимания на соответствующие извещения, шли по знакомому адресу, не обнаружив заветных урн, возмущались. Потом все выяснялось, но вот дошли ли возмущенные до нового места для голосования — о том история умалчивает.

МУЗЫКА КЛАССИЧЕСКАЯ-СИТУАЦИЯ КРИТИЧЕСКАЯ

Между тем уже к середине дня появились первые признаки того, что выборы в области чуть ли не под угрозой. Народ никак не хотел проявлять ту самую политическую активность, которую накануне пытались стимулировать все — от молодежи, до Центризбиркома. К 14.00 явка избирателей на участки была всего 34,24 процента. На президентских выборах в S 2000 году к этому времени на избирательные участки пришло более сорока процентов туляков. Традиционно активными показали себя лишь сельские округа Арсеньевского, Чернского, Воловского, Одоевского и Тепло-Огаревского районов. В аутсайдерах значились тоже не то чтобы сильно городские Ефремовский и Богородицкий районы, а также областной центр. К 16.00, когда в среднем по России уже проголосовали более пятидесяти процентов избирателей и в общем стало ясно, что выборы президента по явке состоялись, в нашей области проголосовали всего 42,48 процента совершеннолетних граждан. И тут представители власти решили принять меры. Председатель областной избирательной комиссии Валентина Федосеева обратилась к жителям области с призывом идти на выборы. По команде из <белого дома> с аналогичным обращением в эфире ГТРК <Тула> выступили заместитель генерального конструктора КБП Василий Петрович Грязев и руководитель общественной организации <По праву памяти> Галина Ловинецкая. Правда, тут вышла неувязочка: из-за несогласованности действий чиновников был отключен эфир второго канала телевидения. Почти десять минут с экранов телевизоров звучала классическая музыка. У народа это вызвало вполне предсказуемую реакцию: неужто переворот?

Таким образом, к 18.00 в нашей области к избирательным урнам пришли всего около 48 процентов избирателей. В своих комментариях хода голосования председатель ЦИК Вешняков называет Тульскую область в числе регионов, где выборы могут не состояться. Кстати, в 2000 году к этому времени в нашей области явка была 58 процентов, а в 1996 — 61,6 процента. Впрочем, к моменту окончания голосования, когда все выносные урны вернулись на избирательные участки, выяснилось, что количество проголосовавших граждан в нашей области все же перевалило за пятидесятипроцентный рубеж. Тем не менее Тула оказалась четвертым регионом страны по степени инертности и политической несознательности населения после Красноярска, Иркутска и Самары.

Говорить о случайности подобного явления, пожалуй, не приходится. Так, по данным Госкомстата, опубликованным в <Российской газете>, Тульская область находится на 88 месте из 89 регионов России по объему задолженности по заработной плате бюджетникам. Этот долг составляет 140 миллионов рублей. Больше — только на Камчатке. И на десятом месте по невыплатам зарплат в промышленности. Кроме того, на настроении туляков, несомненно, отразилось и повышение платы за услуги ЖКХ, рост цен на хлеб, крупы, другие товары. В результате почти каждый второй избиратель нашей области, проигнорировав эти выборы, по сути, <проголосовал ногами>.

Елена ШУЛЕПОВА.

63480cookie-checkТуляки голосовали ногами? <Тульский курьер> № 11 (302) 18 — 24 марта 2004 года.
 

Добавить комментарий