Отставка руководителя администрации президента Александра Волошина может отразиться на дальнейшей политической карьере тульского губернатора. Василий Стародубцев еще не заявил о намерении пойти на третий срок, тем не менее, по мнению людей из его ближнего круга, он собирается покидать свой пост после марта 2005 года, времени окончания своего второго срока. При этом Стародубцев понимает, что единственным по-настоящему серьезным препятствием к осуществлению его планов может стать федеральный Центр.
Как изменится отношение к Василию Стародубцеву в Москве после отставки Волошина не берется сегодня предсказать никто.
Будучи глубоким прагматиком Василий Стародубцев, опирался сразу на два крыла в президентском окружении: на так называемых старокремлевских (Александр Волошин и его заместители Владислав Сурков и Александр Абрамов) и новопитерских (в основном через Георгия Полтавченко, с которым у Стародубцева сложились весьма доверительные отношения). Причем с людьми из бывшей ельцинской команды у тульского губернатора были более устойчивые связи. По-видимому, Василий Стародубцев устраивал обе группировки. С одной стороны, тульский губернатор остается знаковой фигурой в лево — патриотической оппозиции, с другой — проявляет предельную лояльность к президенту.
На протяжении трех последних лет в публичных выступлениях Василий Стародубцев постоянно подчеркивает свою поддержку президента Владимира Путина. При этом в глазах тульских избирателей он сохраняет имидж <красного губернатора>.
Такая позиция позволила Стародубцеву относительно безболезненно выиграть выборы в 2001 году. Администрация президента практически не вмешивалась в ход предвыборной борьбы в Тульской области, что по сути означало негласную поддержку со стороны Кремля.
Разрушение прежней властной конструкции в Кремле, скорее всего, заставит Василия Стародубцева выбрать новую тактику политического выживания. Многое теперь будет зависеть от его поведения во время выборов в Госдуму и президента.
Примечательно, что из всех <красных губернаторов> Василий Стародубцев был единственным, кто не побоялся открыто и весьма жестко критиковать <партию власти>. Надо полагать, что в <Единой России> этого не забыли. Не случайно накануне официального старта избирательной кампании в Госдуму в некоторых федеральных СМИ прозвучала острая критика в адрес тульского губернатора. В кулуарах тульского <белого дома> ходят упорные слухи, что этот <накат> был не случаен, и основная антистародубцевская кампания развернется в самое ближайшее время.
Тульского губернатора не мог не насторожить неожиданный визит в Тулу заместителя генпрокурора Николая Савченко и возбуждение облпрокуратурой восьми уголовных дел в районах области по фактам халатности при подготовке к зимнему отопительному сезону. Не исключено, что эти события происходят по <камчатскому сценарию>, где <красный губернатор> Михаил Машковцев уже оказался под прицелом прокуратуры.
Василий Стародубцев не изменил своего критического отношения к <партии власти> даже после выступления президента на съезде <Единой России>.
Например, губернатор не нашел возможности для встречи с одним из лидеров <ЕР> министром МЧС Сергеем Шойгу, который недавно побывал в области. Да и сам министр-<единоросс>, похоже, не очень стремился встретится с главой области во время своего блиц-визита.
Василий Стародубцев не появился на открытии после капитального ремонта третьей домны <Тулачермета>, прислав вместо себя заместителя. Напомним, что это тульское предприятие является ведущим российским экспортером чугуна в Европу и отсутствие губернатора на столь важном в масштабах области событии — плохой знак для руководителей <Тулачермета>.
Этому демаршу главы области могут быть, по крайней мере, два объяснения. Во-первых, Василий Стародубцев отказался поддержать хозяина <Тулачермета> Бориса Зубицкого, который входит в тройку регионального списка <ЕР>.
Второе объяснение более прозаично: дружба тульского губернатора с Борисом Зубицким, продолжавшаяся три года, закончилась. Подтверждением тому стало выступление Василия Стародубцева на губернаторском совете с резкой критикой владельцев крупных тульских предприятий, в том числе и <Тулачермета>, которые создали торговые дома в Швейцарии и таким образом уводят заработанные средства за границу. Затем это обвинение губернатора было растиражировано в газете обладминистрации. Примечательно, что это обвинение в адрес тульского олигарха прозвучало уже после ареста Михаила Ходорковского. Поскольку выступление губернатора было процитировано в официальной газете, можно предположить, что в появлении этой статьи был заинтересован тульский <белый дом>.
Активное неприятие <Единой России> со стороны Василия Стародубцева не означает, что он — ярый сторонник КПРФ. Когда облизбирком вознамерился оштрафовать печатный орган тульских коммунистов за нарушение закона о выборах, губернатор не выразил своего недовольства, хотя попытки оказать давление на руководителя рабочей группы избирательной комиссии предпринимались со стороны отдельных чиновников.
Василий Стародубцев формально поддержал трех кандидатов по одномандатным округам, выдвинутых от КПРФ, однако открыто помогать им, по-видимому, не станет, в отличие от прошлых выборов в Госдуму. Во всяком случае, в последних агитационных материалах, выпускаемых штабом кандидата по Щекинскому избирательному округу Елены Драпеко, вымарываются всякие намеки на связь с Василием Стародубцевым. По-видимому, причина такого поведения тульского губернатора кроется не только в жесткости выборного законодательства, но и в стремлении сыграть свою партию в предвыборной игре.
Таким образом, активное неприятие Василием Стародубцевым <Единой России>, с одной стороны, и его нежелание афишировать свою поддержку КПРФ на выборах в Госдуму с другой, может быть вызвано желанием сохранить расположение со стороны федерального Центра. Удастся ли Василию Стародубцеву тем самым удержать свои позиции, с учетом изменившейся расстановки сил в администрации президента, покажет время. Ведь к переменам в высшем эшелоне власти готовятся и потенциальные соперники Василия Стародубцева на губернаторских выборах.