Тульское отделение партии «ЯБЛОКО» вряд ли можно причислить к разряду влиятельных в регионе политических организаций. Дело не только в традиционном консерватизме избирателей города оружейников, но и в разладе в руководстве. Об этом корреспонденту «НГ» рассказывает бывший руководитель отделения партии Валентин Губарев.
— Валентин Владимирович, вы стояли у истоков создания тульской организации «ЯБЛОКА». Почему ваш выбор пал именно на партию Григория Явлинского?
— В 1990 году мы с группой единомышленников зарегистрировали первую общественно-политическую организацию в Туле в составе Социал-демократической ассоциации Советского Союза. Затем мне пришлось приостановить свое членство в организации в связи с тем, что я стал заместителем главы администрации Ленинского района. А после отставки в 1995 году я вновь вернулся в политику. Поскольку социал-демократическое движение переживало тогда кризис, я решил присоединиться к «ЯБЛОКУ», которое, с моей точки зрения, было ближе всего к социал-демократии, и предложил Григорию Явлинскому создать отделение в Туле.
— Почему же вы покинули созданную вами организацию?
— В каждой организации идет борьба за власть, а скорее за контроль над средствами, которые поступают во время выборов. В тульском «ЯБЛОКЕ» появились грамотные, но абсолютно беспринципные молодые люди, которым все равно, в какой партии состоять, лишь бы добиться своих целей. Они зарекомендовали себя как активные партийцы, прошли в совет партии и, оказавшись в большинстве, начали блокировать любые решения, предлагаемые мною. А потом были письма в Москву, в которых соратники постарались создать о моей работе неблагоприятное впечатление.
— Какова была реакция центрального аппарата партии?
— «ЯБЛОКО» ведет себя так, как будто региональная организация ей не нужна. Аппарат решает свои проблемы, и это для него главное. В Москве и в Туле было понятно, что с так называемыми молодыми «яблочниками» работать бесперспективно. Ничего не оставалось, как провести реорганизацию и создать новую структуру. Меня же тогда оставили в стороне, причем все мои вопросы к партийным функционерам, в чем, собственно, состоят претензии ко мне, так и остались без ответа. В результате организация фактически развалилась. Теперь региональное отделение существует в значительной степени формально, и меня оно больше не интересует.
— Какой политической партии вы готовы отдать предпочтение на этот раз?
— Скорее всего это будет СПС. Несмотря на некоторые недостатки, партия является структурообразующей для всего правого фланга. У нее есть выстроенная либеральная концепция в отличие от «ЯБЛОКА». К сожалению, как и во многих других партиях, в СПС всегда недооценивали роль организационной, кадровой работы, особенно в регионах. На мой взгляд, эта деятельность приобретает особую актуальность именно на нынешних выборах.
В частности, в тульской региональной организации «Союза правых сил» продолжается борьба молодого и амбициозного лидера и более опытного руководства, умеющего делать черновую работу. Причем Николай Травкин, курирующий партстроительство в Туле от СПС, делает ставку на молодого руководителя, которого, по моему мнению, больше интересует не сама либеральная идея и организация, а скорее средства на выборы и возможность попасть в Госдуму. Между тем основная часть сторонников осталась за прежним руководителем.
— И тем не менее вы намерены связать себя с СПС?
— Я считаю своим долгом поддерживать правых, чтобы противостоять и партии власти, и коммунистам. Если мы не поддержим правых, то освободим путь для чиновников. Так случилось в 91-м, когда плоды победы демократов присвоила себе бюрократия. На мой взгляд, потенциал на выборах у правых немаленький. Его только надо грамотно мобилизовать.
Сергей Мигалин.