В исходе стартовавшей президентской кампании никто не сомневается. Выборы пройдут в один тур, и победит на них Дмитрий Медведев. Единственной интригой является сравнение результатов голосования с волеизъявлением четырёхлетней давности. В связи с этим интересны некоторые наблюдения.
Четыре года назад крупнейшие парламентские партии олицетворяющие оппозицию, — КПРФ и ЛДПР — не были представлены своими лидерами. Тогда конкурентами Путина были Харитонов и Малышкин. На этот раз оппозиция представлена первыми лицами: Зюгановым и Жириновским. Что это значит?
Первое. Скорее всего, четыре года назад Зюганову и Жириновскому не разрешили баллотироваться в Кремле, чтобы эти известные в народе персоны не подпортили рейтинг Владимира Путина.
Второе. За рейтинг Медведева кремлёвский ареопаг, по-видимому, так сильно не беспокоится. Сегодня разрешено баллотироваться и более сильным конкурентам, чем в 2004 году. Если Медведев победит в первом туре, но получит меньше голосов, чем Путин, это всем покажет «кто в доме хозяин».
Третье. Позволю предположить, что сегодня в парламенте полностью независимых партий нет. У части граждан бытует мнение, что среди левой оппозиции социалистического толка «Справедливая Россия» — это подставка, управляемая из Кремля, а вот коммунисты — воистину несгибаемые борцы. История с кандидатами в президенты показывает, что это не так. И «Справедливая Россия», и ЛДПР, и КПРФ существуют на договорной основе с кремлёвской администрацией, где каждой из партий отпущена строго ограниченная доза самостоятельности. В принципиальных случаях (таких как выборы первого лица) все парламентские партии действуют согласно сценарию.
Четвёртое. Ещё одним аргументом в пользу выдвижения Зюганова и Жириновского может быть нежелание Кремля отдать оппозиционные голоса Михаилу Касьянову. Этот человек действительно независим от действующей государственной власти (и даже враждебен ей), но, судя по всему, полностью зависим от заокеанских спонсоров. Однако это уже вопрос не внутренней, а внешней политики.
Иван ТАЛЯРОНОК