Как сегодня живется так называемым оппозиционным политикам регионального уровня? Скажем честно: тяжело живется. Политические ветры «наверху» постоянно меняют направление, и надо иметь мгновенную реакцию, чтобы у себя дома вовремя вписаться и найти себе достойное местечко. А уж о том, чтобы при этом сохранить лицо, и вовсе речь не идет. Вице-спикеру областной Думы, лидеру местных национал-патриотов Владимиру Тимакову не удается, кажется, ни первое, ни второе.
Вроде бы еще совсем недавно бывшей лидер партии «Родина» господин Рогозин учил электорат с экранов телевизоров, как надо «готовить» олигархов. С тем, чтобы потом с удовольствием их скушать. За что и снискал любовь народа — складывалось впечатление, что этот человек далеко пойдет. Именно в этот момент движение «Засечный рубеж» (в просторечье — «Засруб») возглавляемое Тимаковым, слилось с тульским отделением «Родины» в экстатическом блоке. Будущее казалось лучезарным. Но Рогозин заигрался в национал-шовинизм, за что и был удален из политики. Тимаков заметался. Поговаривают, что в поисках надежного политического местечка он даже пытался пробиться в «Единую Россию» — в конце концов, бог с ним, с имиджем оппозиционера, выживать-то надо. Но там, как известно, все места заняты: здесь кто раньше встал, того и тапки. Видимо, крайнее отчаяние отправило господина Тимакова попытать счастья у бывшего премьера страны, а ныне лидера Народно-демократического союза Михаила Касьянова.
Недавний визит «Миши-два-процента» в Тулу носил, по его же словам, консультационный характер. Опальный экс-премьер решил посмотреть сам, насколько перспективна идея объединить под крышей НДС правых и левых оппозиционеров. В связи с этим появление на «круглом столе» в Доме науки и техники лидера Союза правых сил Владимира Абакумова, а также членов КПРФ Лидии Савельевой и Владимира Соколова еще можно объяснить (хотя надо признать, что последний, осознав, что участвует в чем-то странном, быстро ушел). А вот что здесь делал лидер «Засечного рубежа» и фракции «Родина» Владимир Тимаков? Беседовал, что называется, о национальном согласии — именно так была сформулирована тема «круглого стола».
В контексте политических взглядов Тимакова это кажется анекдотом. Касьянов — известный и последовательный «западник». Господин Тимаков — национал-патриот, радикальный русофил и православный ортодокс. Достаточно сказать, что в настоящее время он в областной Думе отстаивает законопроект о нравственном воспитании молодежи, в котором главное место уделяется православному воспитанию. Для нашего города, в котором, к счастью, все религии и конфессии уживались и продолжают уживаться мирно, это нонсенс. Извините, а мусульманскую, иудейскую, протестантскую и католическую тульскую молодежь не будем воспитывать? Или будем воспитывать насильно в православной традиции? Какое уж тут национальное согласие…
Забавно, но даже желание хоть к кому-нибудь присоединиться неспособно научить некоторых людей убедительно мимикрировать — для этого тоже нужен талант. Когда господин Тимаков неожиданно высказался по поводу многопартийности: мол, это вовсе не панацея от всех бед, и «работает она только в Европе», а в Японии, например, всего одна партия — и ничего, живут припеваючи, многоопытный политик Касьянов даже на какое-то время «завис»: «Географически и политически мы тоже Европа…» Нет, никому не возбраняется делать подобные заявления, однако из уст человека, долгие годы позиционирующего себя как представителя оппозиции, это звучит как-то странно. Хотя, возможно, здесь за вице-спикера высказалось его подсознание: проявилось затаенное желание попасть в «ЕР» и таким образом получить хоть какую-то гарантию остаться при власти.
Впрочем, искать последовательную логику во взглядах Тимакова, по большому счету, бессмысленно. Особенно если повнимательнее изучить историю его политической карьеры. Она началась с выпуска боевого листка «Засечная черта», позже превратившегося в самостоятельную газету «Засечный рубеж», и возникновения одноименного движения. В 1991 году Тимаков с единомышленниками протестовал против действий советских военных в Прибалтике, затем защищал «белый дом». То есть заявлял о себе как проельцинский демократ и либерал. Сейчас об этом старается не вспоминать: в моде нынче нелюбовь к Западу и либеральным проявлениям. В 1996 году бывший ельцинец становится на сторону Зюганова. На губернаторских выборах поддерживает коммуниста Стародубцева, на муниципальных — коммуниста Казакова. Но любовь к красному цвету оказалась недолгой. К концу 90-х гг. стало ясно, что стародубцевской командой недовольна федеральная власть, а казаковской — жители нашего города, политическая позиция Тимакова изменилась.
…Кто-то скажет — все это, мол, политические игры. А вы что, хотели от политиков последовательности и моральных принципов? Да нет, уже не хотим. Однако бывают ситуации, когда политический цинизм переходит все разумные пределы. Речь — о событиях осени 2005 года, когда Владимир Тимаков попытался избраться в мэры Тулы, спекулируя на бедах ЖКХ и высоких тарифах в «коммуналке». Легко завоевать симпатии избирателей, агитируя их не платить за квартиру. Конечно, наивные среди туляков нашлись — в результате заработали немалые пени и потом за свою легковерность расплачивались. В то время как сам господин Тимаков аккуратно и вовремя оплачивал все свои квитанции. Вот такая подстава. А что с народом церемониться — ведь это только средство для удовлетворения личных амбиций…
Только вот что теперь с этими амбициями делать? Куда пристроиться? В ЕР все занято, в правые с такими взглядами на многопартийность и «православное воспитание» тоже вряд ли возьмут. Вице-спикер региональной Думы — это хорошо. Но ведь переизбрать могут, ненадежно… К счастью, недавно началось объединение «Родины» с Партией жизни и Партией пенсионеров в «Справедливую Россию». Есть шанс использовать момент и возглавить СР на местном уровне. Только надо поторопиться, пока кто-нибудь не опередил.
Жизнь регионального политика может длиться долго, если он последователен и адекватен, если не «сдает» свой электорат, если в возглавляемом им движении — настоящие единомышленники, не перебегающие в другие партии и объединения. Иначе их имена уходят в прошлое…
Евгений Боровков