В рубрике Олега Панфилова «Власть и пресса» говорили о том, как и почему местные провайдеры блокируют доступ к известному тульскому интернет-ресурсу.
Олег Панфилов: Несколько дней назад губернатор Владимирской области Николай Виноградов потребовал привлечь к уголовной ответственности пятерых участников интернет-форума «Kovrov.ru». В УВД города Коврова немедленно откликнулись — уголовное дело по факту оскорбления представителя власти возбуждено. Посадят ли теперь пятерых «форумчан», о которых пока известны лишь их «ники» (псевдонимы под которыми они писали)?
Еще весной прошлого года представитель Центра информационной безопасности ФСБ Дмитрий Фролов заявил о необходимости расширения полномочий российских спецслужб по контролю за Интернетом. По его словам, необходимо вести учет всех «нелегальных действий», которые происходят во Всемирной паутине, так как Интернет уже оказывает большое влияние на общественность и может формировать общественное мнение. А главное, подчеркнул представитель ФСБ, различные политические группировки могут использовать Интернет «для мобилизации политических сил против властей».
Последние слова, скорее всего, обращены к тем, от кого зависит работа Интернета в России — к провайдерам, но прежде всего — к законодателям, в последнее время проявляющим интерес к контролю за сайтами.
Российский Интернет — единственный свободный источник информации, пока напрямую неподконтрольный власти. И хотя попытки контроля в последние два года отмечаются часто, технологически сделать это сложно или, точнее, почти невозможно.
Но правда и в том, что в России Интернет — не основной источник информации, и, несмотря на заверения чиновников о том, что Интернет развивается и в прошлом году его пользователями стали 22 миллиона человек, власти испытывают недовольство работой тех сайтов, которые размещают политическую информацию. Например, 2 марта сайт teron.ru, в рамках которого обсуждались происходящие выборы на пост главы города Перми, подчистил все ленты, касающиеся политики, в общем, и анализу предвыборной ситуации, в частности. Таким образом, свободное обсуждение темы выборов впервые в Перми стало подвергаться цензуре не только в пермских средствах массовой информации, но и в Интернете.
Наконец, в Туле вновь пытаются ограничить доступ пользователей Всемирной паутины к информационным порталам. Первая попытка ввести цензуру была предпринята здесь в декабре 2004 года. Сайт «Тульские PRяники» тогда рассказал о том, что 23-летний Максим Дударев, подделав свои анкетные данные и завысив возраст почти на четыре года, стал руководителем аппарата Тульской областной Думы.
В студии находятся тульский журналист Сергей Мигалин и юрист Федор Кравченко. Мой первый вопрос к Сергею. Что произошло с сайтом «Тульские PRяники»?
Сергей Мигалин: Сайт «Тульские PRяники» был заблокирован местными провайдерами, прежде всего «Тулателекомом». Также сайт был заблокирован и другими провайдерами, в частности ненадолгое время телекомпанией «Альтаир», которая предоставляет услуги пользователям Интернета. Через некоторое время доступ к сайту все-таки был открыт, к нему был осуществлен доступ. Буквально месяц назад многие пользователи Интернета, которые заходили на сайт «Тульские PRяники» через провайдера — телекомпанию «Альтаир», тоже не могли получить доступ к этому сайту.
Причины? Дело в том, что на сайте даются достаточно острые политические оценки деятельности администрации – и городской, и областной. Наверное, они кому-то стали мешать очень сильно.
Олег Панфилов:. Если сравнивать с другими источниками информации в Туле, этот сайт – источник более альтернативной информации или есть какие-то другие источники, против которых власти тоже предпринимают какие-то шаги?
Сергей Мигалин: Например, та же самая телекомпания «Альтаир», транслирующая по кабельным сетям телеканалы, отключила доступ к каналу РЕН-ТВ. На этом же канале вещала тульская телекомпания «Бизнес-град», делающая острые, критические сюжеты. И сейчас все это подается как спор хозяйствующих субъектов. Получается, что частное кабельное телевидение разорвало договор в одностороннем порядке.
Олег Панфилов: Ожидаются ли какие-то политические события, грядут выборы в областную Думу?
Сергей Мигалин: Нет, выборы прошли. Просто пришли новые люди, пришла новая власть, которая не очень хочет слышать о себе негатив.
Олег Панфилов: Спасибо. Федор Кравченко, что вы, как юрист, скажете о том, что происходит сейчас с российским Интернетом? Тульская история не единственная за последние месяцы, когда власть пытается преследовать создателей сайтов, даже закрывать доступ к сайтам, как это произошло в Туле.
Федор Кравченко: Я бы хотел высказать критическую точку зрения по поводу действий властей, которые пытаются через провайдеров закрыть доступ к отдельным сайтам, и по отношению к тем людям, которые допускают (я сейчас не рассматриваю конкретные случаи) неосторожные высказывания на форумах. Итак по поводу действий провайдеров. Закрыть хостинг одного сайта у одного хостинг-провайдера – это примерно то же самое, что к человеку, который грабит банк, подойти и сказать, «здесь грабить банки нельзя», он отойдет на другую улицу и начнет грабить банк там. Потому что переместить сайт с одного хостинга, извините, что я ругаюсь эти компьютерными терминами, условно говоря, переместить сайт с одного сервера на другой занимает пять минут и можно разместить его на 500 серверах; все не закроешь. Поэтому, с точки зрения властей, это, скорее, роспись в собственном бессилии, нежели попытка правового решения вопроса.
Что касается пользователей Интернета и тех, кто высказывается на форумах, у них есть недопонимание последствий собственных действий. Даже если мы с вами в пустой комнате поговорим о ком-то негативно, я, например, его оклевещу, то я совершу уголовно наказуемое деяние. Нельзя рассматривать Интернет как нечто, абсолютно не регулируемое законом. Точно так же, как и в средствах массовой информации — в газете, на телеканале, — если я произнесу что-то в Интернете, я за это несу ответственность, и даже «ник» меня не спасет. Поэтому все, что я произношу на публике или почти в приватном разговоре со своими друзьями, я должен подвергать критической оценке и быть готовым нести за это ответственность.
Олег Панфилов: Значит ли это, что сайт КПРФ во Владимирской области, разместив карикатуры на Путина, был ответственен за свое мнение о президенте?
Федор Кравченко: В каком-то смысле — конечно. Я считаю, что сайт не должен отвечать за высказывания пользователей своих форумов, блоков, дневников и так далее. В этом смысле сайт немножко схож с типографией, которая, конечно, не должна читать все то, что она печатает. Другое дело, что она, в том случае, если некая информация размещена незаконно, должна быть готова ее убрать. Но пользователь, который в своем дневнике пишет, предположим, что Путин совершил какое-то противозаконное действие, должен быть готов к аргументированному ответу, когда у него спросят, «чем вы обоснуете ваше мнение, если оно высказано в оскорбительной форме» или «чем вы докажете, что распространенные вами сведения соответствуют действительности».
Олег Панфилов: Когда-то появилась такая шутка о том, что Государственная Дума не будет предпринимать какие-то шаги к появлению нового закона о контроле над Интернетом, пока все депутаты не научатся работать на компьютерах. По всей видимости, сейчас приходит то время, когда депутаты уже знают, и власти очень обеспокоены тем, что Интернет используют очень часто в политических целях, и пример тому Украина.
Вы, как юрист, ощущаете желание депутатов принять какие-либо законодательные акты, которые будут ограничивать Интернет?
Федор Кравченко:. Мы в течение последних 10 лет счастливы, что депутаты чего-то хотят, но не знают, чего конкретно, и поэтому такие инициативы не проходят. Конечно, легче всего было бы принять какой-нибудь относительно дурацкий закон. К счастью, этого не происходит. Но хочу подчеркнуть тем, кто нас слышит, это в основном, наверное, не депутаты, а обычные люди, которые активно пользуются Интернетом, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс не перестают действовать в Интернете. Поэтому, если вы что-то там разместили, то запросто можно ожидать на следующий день появления человека в форме, который приведет вас и скажет: «Вы вчера распространили информацию. А теперь будьте любезны, доказывайте соответствие действительности, отвечайте в суде». Либо против человека, который оскорбил или оклеветал, можно возбудить уголовное дело.
Олег Панфилов: Сергей, тульские журналисты продолжат свою работу в Интернете?
Сергей Мигалин: Я думаю, да, потому что, как показывает практика, в общем-то, свободные СМИ уходят в Интернет, поскольку в газетах и на телевидении очень трудно говорить свободно. Поэтому в Интернете будут создаваться новые сайты, которые будут влиять на текущую ситуацию.
Олег Панфилов: Спасибо. Мы говорили о проблемах российского Интернета и, в частности, о том, что власти Тульской области пытаются контролировать Интернет в своем регионе.
Кристина Горелик: На этом мы завершаем программу «Дорога Свободы».
Источник:http://www.svobodanews.ru/Transcript/2006/03/18/20060318170032407.html
Всем доброго дня