Заседание коллегии областного комитета по управлению имуществом с участием руководителей соответствующих районных комитетов показало, что в ходе реализации муниципальной реформы возникает потребность в немалом количестве новых законов. Многие документы нужно было принимать еще вчера, но их нет до сих пор…
ОДНОЙ ИЗ ПРОБЛЕМ, которая пока не решена, является вопос о будущем самих комитетов. Сегодня они — структурные подразделения районных администраций. Однако с нового года вместо нынешних 26-ти возникнет 179 муниципальных образований (МО). Формально каждое из них имеет право само решать свои имущественные вопросы.
Однако представить ситуацию, при которой все они обзаведутся собственными комитетами по имуществу, невозможно.
Грамотных кадров у новых МО нет. Техники, компьютеров, баз данных — тоже. Финансовых возможностей — тем более. Участники коллегии выступили за переходный период в два-три года, на протяжении которых все имущественные вопросы останутся за нынешними комитетами, а сами они войдут в состав администраций муниципальных районов. Решение нужно принимать на областном уровне. Проект нормативного документа разрабатывается. Но пока неясен вопрос с финансированием.
Не менее сложна такая про, как налогообложение земельных участков и владений. До нынешнего времени за землю платили три категории субъектов: собственники, арендаторы и пользователи.
Первых — явное меньшинство, т.к. юридически право на землю оформили немногие из ее хозяев. Они будут платить по новым ставкам, исчисленным в соответствии с кадастровой оценкой земли. А ее пока не завершили. Вот и получается, что в Туле цена как бы есть, а в некоторых районах с ценами проблема. «Зависает» сразу два вопроса: возможность продаж земель и уплата земельного налога, который будет одним из самых главных доходных источников для бюджетов новых МО. С арендаторами более или менее понятно — ставки платежей везде определены.
А что делать с пользователями, то есть с фактическими владельцами участков, у которых документы так и не оформлены? Сейчас они платят налоги, как и владель¬цы, но с 2006 года категория «пользователь земель» из законов исчезает. Получается, что процесс уплаты налогов для них становится добровольным. Но что делать, если человек откажется делать все это?
Законного мехнизма «понуждения» не существует. Попытки наказать за неуплату налогов экс-пользователи успешно опротестуют через суды. Получается, что законопослушные граждане и предприятия будут нести налоговое бремя, а нарушители — совсем наоборот. Значит,и тут нужны поправки в законы…
Неясен вопрос о собственниках паев в сельхозпредприятиях. Так, в Ефремовском районе из 13 тысяч владельцев таких паев (на их долю приходится 103 тысячи га земли) за последние 10 лет 3,2 тысячи человек умерли. Но никто в наследство на их доли не вступил. Непонятна судьба 26 тыс. га пашни. Хотя в реальности на них работают, получают доходы. Снова «дырка» в законе.
Откровенно нехороша ситуация по поводу предприятий-банкротов. Как правило, те заводы, фабрики, экс-колхозы, которые попадают под эту процедуру, уже не оживают. Внешние управляющие распродают их ликвидное имущество для погашения долгов. После чего «умывают руки». Остаются «неинтересные» объекты — полуразрушенные жилые дома, тепловые и водопроводные сети, водонапорные башни, дороги. «Бросовое имущество» должны взвалить на себя новые МО, но у них на это нет денег.
Заставить поступать внешних управляющих по-иному не получается. Принимать об¬ластной закон бесполезно. Это регулирует федеральное законодательство. Чтобы внести в него изменения, потребуются годы. А проблему решать нужно сегодня…
Тем не менее совещание прошло без панических настроений. Здесь привыкли действовать в обстановке постоянно меняющихся законов, а то и в их отсутствие. Было решено инициировать разработку самых необходимых правовых актов, выйти с соответствующими инициативами к руководству области и новых муниципальных образований. И работать дальше.
Александр АБРАМОВ.