Тульская область – единственный регион в Центральном федеральном округе, который не участвовал в реализации зерна в рамках продовольственной интервенции, проведенной Правительством России осенью нынешнего года.
Никому не нужный хлеб
В ПОСЛЕДНИЕ годы сельское хозяйство России преследует беда под названием «богатый урожай зерна». С одной стороны, это вроде бы хорошо: страна перестала сидеть на «зерновой игле», когда треть потребной пшеницы приходилось приобретать за валюту в США, Канаде, Аргентине, Австралии и даже в пустынной Саудовской Аравии.
С другой, большое количество зерна – тоже не сахар. Так, за границу (кроме стран СНГ) нас не пускают, пользуясь тем, что Россия до сих пор не является членом ВТО. Однако хватает проблем и внутри страны.
Например, закупочные цены. Каждый раз при хорошем урожае получалось, что они «случайно», правда, почему-то одновременно во всей стране, падали. И крестьяне были вынуждены продавать зерно «жучкам»-перекупщикам себе в убыток.
И все же ситуация меняется
Сначала в августе 2001 года было принято Постановление Правительства РФ № 580, утвердившее «Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Потом, в 2002-2004 гг., эти самые интервенции стали проводить.
Правда, довольно странно. Деньги, выделяемые из федерального бюджета на закупку зерна (в результате его цена должна была стабилизироваться), каждый раз почему-то долго «блуждали» и доходили до бирж аж в декабре. К тому времени у хозяйств свободного зерна не было, все сливки снимали те же перекупщики. Но не мелкие «жучки», рыскавшие по полям во время уборочной кампании, а крупные компании. Их шесть, и все они по случайному совпадению имеют связи в Минсельхозпроде России…
Но в нынешнем году, когда снова случилась беда с высоким урожаем, федеральные власти решили провести все, как полагается. Выделили почти 6,3 миллиарда рублей, вовремя выпустили все нужные постановления, определили сроки и места проведения бирж. В общем, запустили механизм зерновой интервенции.
Меж тем Генеральная прокуратура России тоже имела соответствующие указания и в те же сроки провела проверку. Вопрос был один: как областные органы власти реализуют указания Правительства и помогают ему при проведении интервенции? Во многих регионах были получены ответы от «хорошо» и «удовлетворительно» до «кое-как». Лишь у нас результат проверки оказался иной.
Ничего не слышу, ничего не вижу…
25 ИЮЛЯ Минсельхозпрод России направил в Тульский областной департамент АПК письмо о проведении конкурса по отбору элеваторов для хранения зерна интервенционного фонда. Департамент должен был организовать работу по участию в этой кампании тех организаций, которые осуществляют прием, закупку, хранение, транспортировку и реализацию зерна (у нас 27
таких фирм). Разослать туда уведомления, перечень необходимых документов, сроки их предоставления, порядок проведения торгов, заключения договоров, поставки зерна на элеваторы, оплаты за продукцию и массу прочих разъяснений. Плюс не забыть проинформировать глав районов, оповестить ВСЕ хозяйства и ВСЕХ фермеров, занятых выращиванием зерна, дать им координаты для связи с Федеральным агентством по сельскому хозяйству и ФГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка». Но…
Департамент ограничился пересылкой телефонограммы от 4 августа 2005 года (т.е. спустя 10 дней после выхода министерского письма). При этом сообщение было послано не главам муниципальных образований, а районным подразделениям АПК, которые подчиняются местным администрациям и не наделены полномочиями в сфере государственного регулирования сельскохозяйственного производства. В тексте телефонограммы не было ни конкретных предложений, ни методических документов по участию в интервенции. К тому же о конкурсе «забыли» оповестить около 350 сельхозпредприятий и 3,5 тысячи фермеров, которые занимаются выращиванием зерна.
Результат: только две организации направили документы на участие в конкурсе. ОАО «Урожай» информацию об интервенции получил от администрации Новомосковского района, которая, в свою очередь, узнала ее по своим каналам. Вторая организация – ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» – сведения получила напрямую от Федерального агентства по сельскому хозяйству.
Впрочем, ни одна из наших фирм к конкурсу допущена не была. Хлебокомбинат – из-за непредоставления этим предприятием документа, подтверждающего обеззараживание складских помещений, «Урожай» проигнорировали вообще без объяснений. Департамент АПК во всей этой истории никакого участия не принимал, храня гордое молчание…
Не помогать, а мешать?
12 АВГУСТА в областной департамент АПК из Минсельхозпрода России поступила еще одна телеграмма: о проведении первых биржевых торгов 29 августа. В документе содержалась просьба оказать содействие в привлечении к участию в них наших товаропроизводителей. То есть тех самых хозяйств и фермеров.
Ответная реакция областного департамента АПК удивляет. 24 августа (то есть спустя всего каких-то 12 суток!) он посылает письма о торгах в те же управления АПК районов. Никакой подробной информации там нет, всем желающим рекомендовано воспользоваться компьютерными системами и данными. Создается ощущение, что у нас в каждом экс-колхозе стоят компьютеры, соединенные с Интернетом и базой данных Минсельхозпрода России…
Контроля за действиями районных властей со стороны областного департамента АПК не было. Поэтому в некоторых из районов хозяйствам о конкурсе могли не сообщить сознательно. Нечего, мол, «гнать» зерно в федеральный фонд, лучше мы его сдадим в областной продовольственный фонд! Кстати, по этому вопросу областной департамент АПК работает очень активно, буквально загоняя хозяйства в «свой» фонд.
Получается любопытная картина. Департамент АПК помогает собирать с хозяйств зерно в региональный продовольственный фонд, игнорируя нужды фонда общегосударственного. До 1991 года такие действия расценивались как злоупотребление властными полномочиями. Понятно, что времена сейчас иные, а потому прокуратура строго требует устранить выявленные недостатки и упущения, разработать мероприятия по их недопущению, но не передает дело в суд…
И в завершение – несколько цифр
В НЫНЕШНЕМ ГОДУ НАШИ КРЕСТЬЯНЕ собрали около 900 тысяч тонн зерна, из которых 430 тысяч – пшеница. Примерно 175 тысяч тонн этой пшеницы относится к продовольственной группе третьего и четвертого классов, она и закупалась в ходе зерновой интервенции. Даже если учесть долю, оставляемую на фуражные цели, продать наша область могла до 100 тысяч тонн зерна.
При себестоимости тонны пшеницы в 1800-2000 рублей хозяйства продают ее фирмам-перекупщикам за 2100-2300. А те гонят в федеральный фонд по 2800-3000. Как минимум стригут по пятьсот рублей с тонны. Значит, Тульская область в нынешнем году упустила не менее 50 миллионов рублей чистой прибыли (в реальности эта цифра может быть значительно больше).
А вы говорите, на селе не хватает денег!..
Александр САВЕНКОВ.