Войти   Регистрация

Александр Луговской: Губернатор отвечает за действия, а Глава города — и за бездействие. «Тула» № 17 (711) 19 мая 2005 года.



Восточная мудрость не советует жить в эпоху перемен, но у нас свой путь, и мы-то как раз постоянно этих самых перемен ждем, надеясь, что вот-вот жить станет лучше. О последних переменах в жизни туляков мы разговаривали с заместителем председателя Тульской городской Думы Александром ЛУГОВСКИМ.

— Тульская область стала одной из первых, где губернатор был избран облдумой по новому принципу. Не могли бы вы прокомментировать сложившуюся ситуацию?

— Из тех кандидатур, которые обсуждались к концу срока полномочий прежнего губернатора, Вячеслав Дудка, сточки зрения политтехнологии, фигура оптимальная. Уже одно то, что он был до последнего времени неизвестен широкому кругу общественности, вселяет в народ надежду на то, что жить действительно может стать лучше. Ведь все называвшиеся раньше кандидатуры давно и хорошо были знакомы тулякам, было известно, чего и от кого можно ожидать, и однозначно положительных эмоций у людей ни один из этих уважаемых политиков не вызывал. Не нашлось таких среди людей с «раскрученными» именами. С другой стороны, Вячеславу Дмитриевичу, как человеку, который был далек от «белого дома» и не знаком с его порядками, с взаимоотношениями, которые здесь сложились, со здешней атмосферой, будет не просто в короткие сроки, помимо решения экономических и социальных вопросов жизни области, разбираться в хитросплетениях интриг, которые уже пытаются плести вокруг него. Кто друг, кто враг, кто настоящий помощник, а кто может и палки в колеса вставлять, кто и какие цели преследует, кто к какой политической группировке принадлежит, кто лоббирует интересы экономических структур, — во все это предстоит ему очень оперативно вникнуть.

В «белом доме» с его приходом возникла определенная напряженность в среде чиновников. Это ведь новая личность, да еще человек, пришедший во власть с производства, военный. Не был понятен стиль руководства, принципы формирования команды, и даже теперь, когда первые аппаратные шаги сделаны, вопросов остается больше, чем ответов.

В «белом доме» отметили, что костяк команды нового губернатора составили люди, работавшие при губернаторе Севрюгине вместе с нынешним главным федеральным инспектором в Тульской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Сергеем Харитоновым. А как говорится, кадры решают все, и тот, кто имеет влияние на кадры, тот и принимает решения.

Опыт нескольких российских губернаторов, например, Александра Лебедя или Михаила Евдокимова, показывает, что продвижение даже самых благих идей может натолкнуться на непробиваемую стену чиновничьего аппарата.

— Вы утверждаете, что аппарат может не проводить губернаторскую линию, но разве это возможно, ведь любого чиновника можно просто уволить?

— Способов бойкотировать руководящую линию много. Можно подготовить заведомо приводящие к негативным последствиям проекты постановлений, можно подсказать тупиковые идеи, которые увлекут руководителя, и он постарается все силы бросить на их воплощение (как, например, строительство трассы «Формулы-1» или разведение кукурузы). А можно и просто бездействовать, ссылаясь на отсутствие прямых указаний и «разжеванных» задач.

— В таком случае еще труднее будет обеспечить поддержку региональной политики со стороны десятков и даже сотен муниципальных чиновников и депутатов в городах и районах области…

— Сейчас муниципальных образований 26, а будет более 170. А это 170 глав, плюс тысячи депутатов местных представительных органов власти. Бесспорно, заставить такую объемную систему работать в одном направлении будет не просто.

По моему мнению, уже сейчас делаются попытки «осложнить жизнь» губернатору, вбрасывая идею отмены прямых выборов глав исполнительной власти, замены их на выборы из числа местных депутатов. Понятно, что для укрепления вертикали власти в регионе лучше было бы иметь дело с одним должностным лицом в каждом муниципальном образовании, к тому же — с должностным лицом, независимым от армии депутатов, многие из которых имеют большой опыт парламентской работы, хорошо освоили приемы и методы проведения в жизнь своих решений.

Как в свое время писала одна газета: представительный орган, собрание депутатов — это орган коллективной безответственности. К сожалению, иногда это действительно так…

— Но ведь вы тоже депутат, так что же, это относится и к нашей городской Думе?

— Любая Дума — срез общества, и те настроения, которые витают в обществе, его политические пристрастия и экономические отношения в определенной степени отражаются в деятельности представительного органа власти.

Все начинается во время выборов. Если избиратели идут голосовать с единственным вопросом — а что этот депутат сделает лично для меня, или вовсе отдает свой голос, условно говоря, за сто рублей или банку тушёнки, то и у депутата может возникнуть соблазн «отбить» деньги, потраченные на тушёнку…

— И все-таки вернемся к губернатору: не секрет, что отношения с прежним областным руководством были у власти городской напряженные, есть ли шанс, что теперь все изменится?

— Я бы не сказал, что напряженными были отношения, просто сельскохозяйственные приоритеты прежнего губернатора не совпадали с интересами промышленного центра области. Глава Тулы и губернатор разговаривали на разных языках и так и не поняли друг друга.

Новый губернатор по образованию военный инженер, имеет богатый опыт работы в промышленности, в оборонке, так что, будем надеяться, взаимопонимание с тульским руководством будет. Тем более, что Вячеслав Дмитриевич уже проявил интерес к реальным проблемам Тулы — попытался изучить причины плохого состояния наших дорог, побывал в «Спецавтохозяйстве», которое занимается утилизацией бытовых отходов.

— Значит, теперь «не светит» селу?

— Почему же: в самых первых своих интервью в числе приоритетов он назвал и сельское хозяйство, посевную. Губернаторы приходят и уходят, а кушать людям хочется всегда…

— И когда же, по-вашему, можно ждать реальных перемен для Тулы?

— Не будем загадывать, но думаю, свою роль сыграют и выборы этой осенью. С учетом того, что нынешний Глава города уже несколько раз заявлял о том, что не собирается баллотироваться на третий срок, думаю, оценки можно будет делать тогда, когда в городе сменится команда управленцев. «Чемоданное» настроение некоторых чиновников, присматривающих новые места работы, в то время как другие приглядываются к потенциальным кандидатам в мэры, не делает эффективнее и без того не безупречную работу Управы.

— Вы не раз говорили, что и сами не прочь бы занять мэрское кресло, если не увидите достойной кандидатуры, которую могли бы поддержать. Увидели или пока нет?

— Пока нет.

— Может, стоит присмотреться к таким же до поры до времени незаметным широкой общественности фигурам, как наш новый губернатор?

— Думаю, вряд ли в выборах Главы города возможен такой ход. Образно говоря, острие лезвия, по которому идет глава муниципального образования, гораздо тоньше того, по которому идет губернатор. Совершенно новый во власти человек объективно не будет иметь времени на выяснение хитросплетений городской политики и экономики. Уже в день выборов ему предстоит начать работу, в первую очередь — по жизнеобеспечению города. 30 октября — это ведь начало отопительного сезона, это время утверждения бюджета на следующий год.

Новому Главе будет сложно еще и потому, что оба этих важных дела будут начаты до его избрания, ему придется иметь дело с результатами решений, принятых другими людьми, возможно, исправлять чьи-то ошибки. Во всяком случае, у него и пары недель не будет на то, чтобы разбираться что к чему.

К тому же ответственность Главы города согласно Уголовному кодексу гораздо строже, чем ответственность губернатора. Если губернатора могут привлечь к ответственности только за действия, повлекшие нежелательные последствия, то Главу — и за бездействие. Например, если вовремя не была отремонтирована котельная и люди замерзли.

— А какой, по-вашему, будет новая городская Дума, которую тоже предстоит избрать тулякам этой осенью? Нам сейчас активно навязывается негативное отношение к депутатам вообще, тем более, что и повод для сомнений некоторые народные избранники дают…

— Учитывая тенденции в политической и экономической жизни общества, удорожание ведения предвыборных кампаний, учитывая изменения, внесенные новым законом о местном самоуправлении, который предполагает работу подавляющего большинства депутатов в Думе не на постоянной, а значит, на неоплачиваемой основе, скорее всего, в новой Думе не смогут работать ни учителя, ни врачи, ни инженеры, словом те, кто живет на маленькие зарплаты, бюджетники. Думское большинство, вероятнее всего, составят представители бизнеса (как сами предприниматели, так и профессиональные оплачиваемые лоббисты) и профессиональные политики, находящиеся на финансировании своих партий.

Кроме того, уже сейчас к депутатским мандатам проявляют интерес полукриминальные круги. Причем нужно понимать, что если при прямых выборах главы исполнительной власти муниципального образования губернатор при определенном содействии правоохранительных органов может повлиять на то, чтобы криминал во власть не прошел, то взять под контроль выборы глав из числа сотен депутатов по всей области вряд ли получится.

Поэтому, на мой взгляд, нужно, с одной стороны, всеми возможными способами поднимать ответственность жителей за тот выбор, который они делают, а, с другой стороны, исполнительной власти всех уровней работать в одном направлении — на благо туляков. Тогда, по большому счету, даже если в каком-нибудь отдельном округе и пройдет сомнительный кандидат, к существенным негативным последствиям это не приведет.

В «белом доме» с его приходом возникла определенная напряженность в среде чиновников. Это ведь новая личность, да еще человек, пришедший во власть с производства, военный. Не был понятен стиль руководства, принципы формирования команды, и даже теперь, когда первые аппаратные шаги сделаны, вопросов остается больше, чем ответов.

К тому же ответственность Главы города согласно Уголовному кодексу гораздо строже, чем ответственность губернатора. Если губернатора могут привлечь к ответственности только за действия, повлекшие нежелательные последствия, то Главу — и за бездействие. Например, если вовремя не была отремонтирована котельная и люди замерзли.

— Учитывая тенденции в политической и экономической жизни общества, удорожание ведения предвыборных кампаний, учитывая изменения, внесенные новым законом о местном самоуправлении, который предполагает работу подавляющего большинства депутатов в Думе не на постоянной, а значит, на неоплачиваемой основе, скорее всего, в новой Думе не смогут работать ни учителя, ни врачи, ни инженеры, словом те, кто живет на маленькие зарплаты, бюджетники. Думское большинство, вероятнее всего, составят представители бизнеса (как сами опачиваемые лоббисты) и профессиональные политики, находящиеся на финансировании своих партий.

По-моему мнению, уже сейчас делаются попытки «осложнить жизнь» губернатору, вбрасывая идею отмены прямых выборов глав исполнительной власти, замены их на выборы из числа местных депутатов. Понятно, что для укрепления вертикали власти в регионе лучше было бы иметь дело с одним должностным лицом в каждом муниципальном образовании, к тому же с должностным лицом, независимым от армии депутатов, многие из которых имеют большой опыт парламентской работы, хорошо освоили приемы и методы проведения в жизнь своих решений.

22590cookie-checkАлександр Луговской: Губернатор отвечает за действия, а Глава города — и за бездействие. «Тула» № 17 (711) 19 мая 2005 года.
 

Добавить комментарий