Эти два слова сопровождали приход в тульский «белый дом» нового губернатора. По самым разным поводам.
Новый губернатор, ещё не успел присягнуть на верность Конституции, а уже попенял милицейскому руководству: отчего, мол, белодомовская охрана не отдаёт ему честь. Милиционерам, и тем, что стоят у автостоянки, и дежурящим непосредственно на входах в обладминистрацию, подозреваю, всё равно кому салютовать, были бы соответствующие погоны на плечах. Господин Дудка в настоящий момент человек вроде как гражданский. Но руководство правоохранительных органов, по нашей информации, решило не лезть на рожон. Себе дороже. Теперь при появлении дудкинского авто постовые на площади Ленина будут брать под козырёк. Хорошо, Вячеслав Дмитриевич пока ограничился белодомовской милицией. Ну да лиха беда начало.
Сама милиция довольно философски отнеслась к процедуре смены исполнительной власти в области. «Мы здесь на хрен не нужны, но нам сказали здесь стоять!» — бодро кричал кому-то в рацию один из милицейских сержантов, стоявших 29 апреля в оцеплении тульского «белого дома». На подступы к обладминистрации в полдень почему-то не подпускали никого, даже тех, кто работает в её стенах. И не всегда было достаточно показать служебное удостоверение. На здание, где вступал в должность господин Дудка, можно было посмотреть метров с 50-60, не ближе. Не говоря о перекрытых проезжих частях в центре Тулы.
Мне-то раньше казалось, что власть, особенно исполнительная, нужна для того, чтобы как-то регулировать-организовывать нашу жизнь ко всеобщему благополучию. 29 апреля эти наивные воззрения были окончательно развеяны. Главное — чтобы все мы не мешали власти, когда она затевает какое-нибудь мероприятие, и не путались под колёсами её лимузинов, пытаясь поспеть на работу, к врачу, по делам или к семье.
Добро бы власть демонстрировала своё пренебрежение к одним только налогоплательщикам, обычно именуемым «простые смертные». Президентское полпредство в Центральном федеральном округе не удосужилось прислать на торжественное собрание по случаю ухода Василия Стародубцева (его провели 28 апреля) даже заместителя полпреда Антона Фёдорова. Вот вам и реальная цена всем красивым словам самого полномочного представителя президента Георгия Полтавченко сказанным про восьмилетку Василия Александровича и его самого.
Что до непосредственно инаугурации, то она оказалась чиновно-безликой. Единственный, на мой взгляд, подарок со смыслом и не без подтекста новоиспечённому главе области сделал архиепископ Тульский и Белевский Алексий. «PRяники» уже не единожды обращали внимание, что праздничные торжества по случаю инаугурации Вячеслава Дудки были назначены на Страстную Пятницу. День, в который был распят Христос, и когда в православных храмах даже литургии не служат. В тульском же «белом доме», а затем и в КБП, 29 апреля наблюдалось массовое (хотя вовсе не поголовное) ликование. Так вот владыка преподнёс Дудке православную энциклопедию. Чтобы, наверное, тот был на будущее в курсе, в какие дни пристало поднимать тосты, а когда от возлияний и гуляний-поздравлений лучше воздержаться.
Но на жизнь на минувшей неделе сетовали не только те, кто поимел проблемы из-за инаугурации господина Дудки. Председатель тульской городской думы Олег Самылин, например, пожаловался «Тульскому молодому коммунару», что к нему за семь с половиной лет работы никто не обращался с предложениями проголосовать по какому-либо вопросу за деньги. Получается, все, кто это время прибирали к рукам то городское добро, что плохо лежало, «решали вопросы» через других думаков. А те бесцеремонно сбрасывали гордумского спикера «с хвоста».
Может быть, именно это частично объясняет рост благосостояния самих депутатов, и не только городских. Облдеп Владислав Сухорученков, например, начинал со скромной «девяносто девятой». Её сменила «десятка», а последнюю — Мазда с Ниссаном. Умеет жить человек. Сразу на двух «японцах» разъезжает. А ведь ещё тратится на съём квартиры и выплату алиментов. И это с обычной депутатской зарплаты. Учитесь!
Или вот недавний сухорученковский помощник г-н Игнатов. Вроде только вчера ходил в потёртом пиджачке школьного учителя, а пришёл в гордуму депутатом, откуда-то и костюмы цивильные взялись и Фольксваген появился. Не Мерседес, правда. Наверное, поэтому гордепы сокрушаются журналистам: «в думе бывает проплаченное голосование, но цена вопроса никогда не поднималась выше 10 тысяч долларов, а на деле платят ещё меньше». На 10 «штук» баксов действительно особо не разгуляешься. Разве что на подержанного «немца». Короче, депутатам тоже нелегко. Юрия Горбунова вообще за решётку отправили. Будто в одиночку он действительно мог принять за гордуму решение о продаже МУП «Циркон». Но сажают не тех, кто берёт взятки, а тех, кто попадается. Впрочем, не исключено, у многих народных избранников ещё всё впереди.
Это «впереди» бывает очень безжалостным. Считается хорошим тоном не комментировать решения судов. Но даже если правда всё то, за что на прошлой неделе судили бывшего главу налоговой инспекции Валерия Реша, и он действительно за деньги раскрыл отчётные данные ряда предприятий, семь лет строгого(!) режима представляется каким-то очень показательным наказанием. Вряд ли ущерб, к тому же не нанесённый Валерием Константиновичем, сопоставим по тяжести и если угодно греховности с деяниями матёрых насильников и убийц. А экс-главного мытаря Тульской области определили именно в их компании провести ближайшую семилетку.
Не похоже, однако, чтобы арест депутата Юрия Горбунова, взятого с поличным при получении $80 000 и суд над Решем, сильно охладили пыл тех, кто желает стать одним из теперь уже 35 городских депутатов от Тулы. Как хорошо, что не перевелись ещё желающие трудиться исключительно за идею (зарплата будущим гордепам не положена), а не «пилить» доброхотные подношения и остатки муниципального добра.
Виктор Понеделькин