Такой мало утешительный прогноз дал в интервью нашей газете депутат Тульской городской Думы, директор «Тульской строительной компании» Николай Вячеславович Проселков. Он охотно согласился поговорить с нами о состоянии экономики города, росте цен на жилье, растущей квартплате и о многом другом.
Николай Вячеславович, что изменилось в общественно-политической жизни города за прошедший год?
В политической жизни города изменилось многое. Партии, которые раньше имели авторитет, набирали голоса, сейчас, на мой взгляд, не очень котируются у народа, многие себя дискредитировали, не выполнили своих обещаний. Например, партия Пенсионеров, которая грозилась остановить рост квартплаты. Этого не произошло, мало того в результате прихода новой городской администрации, денежная нагрузка на каждую семью возросла. Ввели плату за землю под многоэтажными домами, плату за капитальный ремонт – все это будет включаться в квартплату. Также ввели плату за наем муниципального жилья, которая ударит по тем людям, которые не успели приватизировать квартиру. А это, как правило, самые малоимущие жители.
Таким образом, квартплата увеличивается минимум на 15%. Сейчас квартплата занимает очень серьезное место в бюджете семьи, и так как она постоянно растет, а уровень дотаций отстает, то соответственно люди становятся беднее.
Я считаю, что за это в ответе и депутаты. Ведь мы приходим во власть защищать интересы простых людей. И меня очень поражает, что большая часть депутатов голосует без всяких вопросов и обсуждений за ухудшение жизни людей.
На фоне кажущегося благополучия и улучшения жизни, навязываемого нам через средства массовой информации, мы все видим, как дорожают продукты питания, даже из того минимального набора потребительской корзины, которая непонятно как составлена.
И в этом плане от городской власти зависит многое. Власть города не только должна отвечать за работу транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, строительство, но и за качество жизни простого жителя.
Как на ваш взгляд в Туле проходит реформирование ЖКХ?
Этот вопрос не простой. И хорошо, что продлили срок выбора способа управления жильем еще на год. В городе на протяжении года пытались создать множество управляющих компаний. Но большинство из них создавали 2-3 человека, которые захотели эксплуатировать дома и получать прибыль. Такие фирмы не должны заниматься эксплуатацией, в ходе которой возникает множество нюансов. Для нормального функционирования управляющей организации нужны оборотные денежные средства, для погашения тех или иных платежей или ситуаций. Например, «Тулатеплосеть» восставляет по счетчику за то тепло, которое она продало управляющей компании, а с жильцов вы эти деньги не возьмете, у них плата разбита на год, к тому же есть льготники, за которых платит область. Чтобы эксплуатировать дом, нужно иметь много оборудования. Ведь должны проводиться профилактика систем, опрессовка отопления. Для этого нужны машины, прессы, люди. Понятно, что необходимо иметь не только аварийное оборудование. Если нет такой базы, то эти управляющие компании — чистой воды посредники.
А в том смысле, что нельзя быть монополистом в этой отрасли — верно. И администрация города должна поддерживать не только муниципальную управляющую компанию, но и все другие, чтобы все находились в одинаковых условиях. Нужны шаги, для создания конкуренции, так будет легче сделать выбор. А от того, какая будет отчетность о работе, о расходовании и накоплении средств, зависит и качество работы. «Муниципальная управляющая компания г. Тулы» такую информацию дать не сможет, потому что у нее много функций, домов и прочего. И какой дом ремонтируется, а какой нет понять трудно. В идеале, в городе должны работать 3-4 управляющие компании, а не одна.
С приходом нового главы города начались заметные работы по благоустройству города. Ведется асфальтирование, ремонт фасадов, реконструировано много памятников, открыто несколько скверов, фонтанов. Это радует?
Изменения конечно есть. Да, начали делать дороги, но весна покажет правильно это или нет. У нас есть официальные данные, по которым 78% коммуникаций города изношены, и если их перекладывать, то надо рушить, в том числе, и дороги. Благоустройством тоже заниматься нужно грамотно, а не пускать деньги впустую. Да, ко дню города сделали не мало, потратили огромные средства. Но планомерно ничего не сделано. Те дороги которые латались летом, уже сейчас яма на яме, проехать нельзя. Возьмите хотя бы улицу Клары Цеткин.
Как вы оцениваете, что у города два руководителя?
Я всегда был против этого. Хотя народная пословица и гласит: «одна голова хорошо, а две лучше». На самом деле не всегда так. Разве хорошо, когда один занимается экономикой, а другой политикой. Один увеличивает квартплату, а другой это сглаживает. Или когда один принимает что-то не популярное, а другой всю неудачу сваливает на него. Это не правильно. Если ты принимаешь решение, то должен объяснить на основании чего. Я считаю, что у города должен быть один глава, всенародно избранный, который несет ответственность за финансы, экономику, развитее города, строительство и за политическую деятельность. Политика без экономики не существует и все это должно быть в одной голове.
А публичные слушания по важным вопросам, которые начали проводиться в конце года, они для этого и нужны, чтобы выслушивать мнения народа?
Публичные слушанья – это требования федерального законодательства, а не прихоть местных властей. Поэтому, сейчас обязаны проводить слушания по вопросам строительства, по генеральному плану и другим важным вопросам города. Так же как и конкурсы, хотя все мы знаем, как они проводятся.
Николай Вячеславович, не могу не спросить у Вас, как у строителя, про рост цен на жилье. Сейчас идет реализация национального проекта «Доступное жилье», но с момента его старта стоимость квадратного метра жилья во многих регионах, в том числе и в Тульской области выросла в два раза, сделав жилье еще более недоступным. Как идет реализация этого проекта в Туле?
Для роста цен на жилье есть много причин. При позиции нынешней политики, как федеральных властей, так и городских, цены на жилье и дальше будут расти. Местными властями придумываются все новые обременения, инвестиционные контракты, которые они вынуждают подписывать застройщиков. Таким образом увеличивается стоимость строительно-монтажных затрат на 30-35%. Можно и 100% заставить платить, но тогда и строиться будет один дом и цена в нем будет заоблачная.
Но меня больше беспокоит, тот факт, что с приходом крупных московских строительных компаний, вопрос по строительству жилья в Туле, становится подозрительным. Ведь если посмотреть, то строить они начинают через год не раньше, а то и через 1,5 года. Например, строительная организация СУ-155, которая купила завод крупных деталей, она хочет вести застройку на Северо-Востоке. Эта компания специализируется на панельном домостроении. Да, она выпускает новую серию панелей, но и цена квартир у них высокая. Эта структура пришла к нам из Московской области, где работать не смогла. Сегодня СУ-155 оформляет много участков под застройку, и наша администрация активно подписывает им все необходимые документы.
Возьмем также застройщиков жилого комплекса «Платоновский лес», с которыми был подписан контракт городской Управой в таком разрезе, что за счет города к этим домам будут подводиться сети. Тульские строители давно уже при строительстве сами подводят сети, а за москвичей оказывается, город должен это делать. Мало того, сейчас решается вопрос о предоставлении застройщикам «Платоновского леса» кредита в размере 188 миллионов рублей за счет города. Почему-то с других инвесторов город только берет. Это очень странно и подозрительно. Управа города Тулы обосновывает это тем, что данный застройщик будет строить школы, детские сады, другую инфраструктуру. Но так ли это будет на самом деле? На мой взгляд, ничего этого они делать не будут, им это не выгодно.
Получается, что с подачи властей происходит монополизация рынка жилья в Туле. Отношение к московским компаниям такое, что тульские компании остаются не в удел. Складывается впечатление, что политика Управы города всеми своими действиями направлена на развал строительной отрасли города. Это очень печально.
Стоит также отметить, что все эти московские строительные фирмы в Тулу привез Лужков. Среди них были и фирмы «Строймедресурс», и «Социальная инициатива», где эти фирмы, мы прекрасно знаем. Разорились, появились обманутые вкладчики. «Мосэнерго» не знает, как закончить свой второй дом.
В Туле строители имеют по 12-13 % прибыли в год. Заметьте не 40% в год, как в Москве. Так что обычно, все эти строительные организации, построив один два дома, уходят из города.
Но, в привлечении инвесторов в строительство, есть и свои плюсы. В других регионах это поняли. Строительство очень выгодно городу. Это и создание новых рабочих мест, и обновление коммуникаций и дополнительные налоги. Поэтому они как можно больше компаний, в том числе и мелких, привлекают в свои регионы. Это делается еще и чтобы создать конкуренцию в строительной отрасли.
А что касается высокой цены на жилье, то на нее влияет и монополизация строительного рынка. Например, в Москве строят в основном 4 компании, которые захватили рынок. Они выигрывают все конкурсы, в кавычках. Конечно, других туда просто не допускают. Это компании «Дон-строй», СУ-155, ДСК-1. И конечно, они могут свободно договориться о цене. А когда строителей много, то со всеми не договоришься. Поэтому высоким ростом цен на жилье заинтересовались и в Москве, и на уровне Правительства Российской Федерации.
Но есть и объективные причины роста цен на жилье — это подорожание материалов, энергоносителей, инфляционный процесс. Но подчеркну, что основная часть повышения цен на жилье, складывается все же из-за административного фактора.
Как вы думаете, сколько будет стоить жилье в Туле в следующем году?
Жилье в тульских новостройках будет стоить 55-60 тысяч рублей за квадратный метр. Соответственно на вторичном рынке жилье будет стоить не намного меньше.
Как Вы оцениваете состояние экономики города?
Что касается состояния экономики города, то я, прежде всего, смотрю на количество работающих в реальном секторе экономики – в производстве, промышленности, строительстве. Этот показатель важен, и если там численность работающих людей сокращается, что бы мы не говорили, экономика – больна. Да, увеличивается количество людей получающих бюджетные деньги, у них растет зарплата, сборы подоходного налога увеличиваются, город получает деньги. Но основные налоги должны приносить предприятия занимающиеся выпуском продукции. А если увеличивать бюджетные структуры, налоги, поборы, ту же аренду, то соответственно увеличивается и конечная цена продукта. Бизнес не может работать в убыток. Из-за этого и происходит удорожание жизни и инфляция.
Сегодня получается, что реальное подорожание на некоторые продукты составляет не 9%, а 20-30%, а в строительстве на все 100% в год.
Как развивается промышленный комплекс города?
На мой взгляд, промышленностью города никто не занимается.
Что нужно делать городу для этого?
Многое зависит от позиции руководства города по развитию промышленного комплекса. Я считаю, что начинать нужно с воспитания рабочих кадров. В городе практически не осталось профтехучилищ, обучающих рабочим специальностям. Город должен быть основным «закоперщиком» в этом вопросе. Тем более, сейчас появился национальный проект «Образование», но и своими силами не так сложно это сделать. Многие предприятия, в том числе и строительные готовы на это давать деньги.
Второе — на тульские предприятия необходимо оформлять муниципальные заказы. Например, материалы для ЖКХ, строительства. Почему раньше делали фитинги на Косогорском заводе, а сейчас их никто не выпускает. Мы об этом забыли.
Дальше нужно притворять в жизнь совместные программы с ведущими промышленными предприятиями. Например, актуальный сегодня вопрос с энергообеспечением. Сейчас предприятия работают на десятую долю от своей мощности. Лишние энергомощности есть и их нужно реконструировать и пустить на нужды города. У нас же дефицит энергии. Нужно собираться с руководителями предприятий, разговаривать, делать совместные проекты. Обидно, что некогда мощные заводы сейчас разорены и не работают, и живут лишь на то, что сдают в аренду цеха под торговые площади.
А как ведется инвестиционная политика?
Этот вопрос сложный и им нужно заниматься более тщательно. Не строить космодромы, а решать реальные вещи. Привлечение инвестиций, это не какая-нибудь цель, а создание определенных условий, и пока их нет, нет и инвестиций. Это создание нормальной производственной базы, энергообеспечения, инфраструктуры, обучение кадров. Нужна изюминка, «фишка», под которую придут капиталы. Например, в Калуге, созданы технические оффшорные зоны, есть льготное налогообложение. У нас же льготы на налоги почему-то даются тем предприятиям, которые и без того нормально развиваются. Получается, мы поощряем производство пива, которое сейчас на каждом шагу. Его пьют все, «от мала до велика». Если вдуматься, мы поощряем спаивание молодежи. И вкладывают они прибыль в себя же, в увеличение своих доходов.
Есть и позитивные шаги вперед в этом направление. Например, проведение Тульского экономического форума. У нас были влиятельные гости из Москвы в лице Грефа, Полтавченко. Но то, что показал форум, что подписаны какие то инвестиционные контакты, не значит, что деньги завтра придут в наш регион. Многие проекты я видел на протяжении 7-10 лет. То, что предприятия химической промышленности инвестируются это понятно. Себестоимость их продукции очень высокая, поэтому инвестиции необходимы для реконструкции предприятий, но это нужно в первую очередь им для увеличения прибыли, при чем здесь форум. В металлургии тоже необходимо проводить реконструкцию производства и это будет делаться в ближайшее время. Это очень хорошо, город получит дополнительные деньги, но это будет не скоро. Повторюсь, все это происходит из-за влияния рыночных условий, это не новые инвестиции.
Открытие нового производства намного эффективней всего вышеперечисленного. Да, в этом есть подвижки. Недавно шведская компания подписала контракт об открытии завода по производству туалетной бумаги. Предприятие «Гуровоцемент» было куплено иностранными инвесторами. В Тульской области будут производить свой цемент. Это большой плюс, но с другой стороны время упущено. В Россию уже 50% цемента завозят из Китая. А об огромном ударе цементного производства по экологии и говорить страшно. Производство цемента считается очень вредным. Больше, к сожалению, отметить нечего.
А объявленное губернатором строительство туристического комплекса, тоже вызывает много вопросов. Здесь тоже нужны свои «фишки», брэнды. Все имеющиеся у нас брэнды – «Ясная Поляна», «Куликово поле», это места которые можно посетить за один день. На неделю здесь никто не останется. Моря у нас нет, отдыхать негде.
Мне нравятся такие идеи, как строительства аквапарка. Туристы, которые приедут из Калуги, Орла, получат комплекс услуг. Посетят «Ясную Поляну», аквапарк, может, остановятся и в гостиницах.
А как же другие источники доходов города?
А какие источники, если земля вся роздана, недвижимость распродана. Положения «О муниципальных унитарных предприятиях» (МУП) сделаны так, что от их прибыли городу достается всего 30%. А как делают предприниматели, уходя от налогов — уменьшают прибыль и увеличивают затраты. Есть много законных методов сделать это, например страхование всего чего угодно. Соответственно потом страховые компании возмещают затраты, делятся прибылью.
Раньше не было такого сосредоточения городской недвижимости в МУПах, всем управлял комитет по имуществу. А если МУП еще и разорится, то все его имущество будет продано. Такие вещи уже имели место в городе. Так поступили с МУП «Светлана», с кинотеатром «Салют». Предприятия разоряются, а потом находится добрый дядя, который выкупает долги, перед налоговыми органами, предприятие перепродается, его площади используются для торговли и т. д.
Задача городской власти состоит в том, чтобы не только собрать с предпринимателей всеми правдами и неправдами деньги, но и нормально развивать их, помогать добросовестным бизнесменам. Многие предприниматели уже не выдерживают, ни добровольно-принудительных, ни каких-либо других форм отъема денег. В результате этого может произойти отток капитала из области. Уже многие представители бизнеса, в том числе и я, смотрят на другие регионы. При такой политике властей, через два-три года Тульская область и город Тула могут потерять очень многое.
Почему ничего не делается, чтобы покончить с этим?
В городской Думе практически не осталось оппозиции, не так много депутатов, которые могут возразить власти. А если они и есть, то их единицы.
Одни не хотят ссориться с городской властью, потому что их бизнес связан с ней. Другие сами работают в тех же МУПах. Поэтому все решения, принимаемые Тульской городской Думой, проходят без острых обсуждений, будь то повышение квартплаты или продажа МУПов.
Въ.