Компания построит МЭЗ в Туле вместо Воронежа
Один из крупнейших мировых инвесторов в сельское хозяйство — американская корпорация Cargill поменяла Воронеж на Тулу. После неудачных попыток начать строительство маслоэкстракционного завода (МЭЗ) в Воронежской области корпорация предпочла уйти в регион, в котором работает более 10 лет. Участники рынка считают Тулу “более чем неудачным выбором”.
Cargill Inc — одна из крупнейших мировых компаний, инвестирующих в сельское хозяйство. Объем продаж по итогам 2003 г. (финансовый год завершается в мае) составил $59,8 млрд, прибыль — $1,29 млрд. В России Cargill владеет глюкозо-паточным комбинатом “Ефремовский” (Тульская обл.) и зерновым элеватором в Краснодарском крае. Инвестиции в российское производство в 1991–2003 гг. составили $150 млн. Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) оценивает российский рынок бутилированного подсолнечного масла в $900 млн – 1 млрд в год.
Вчера (25.01.05 – «TPR» ) Cargill объявила о начале строительства МЭЗа в Ефремове (Тульская обл.), где уже более 10 лет работает принадлежащий ей комбинат “Ефремовский”. В пресс-релизе компании говорится, что МЭЗ стоимостью $60 млн планируется запустить к февралю 2006 г. По словам директора российского проекта по строительству МЭЗа Роба Хансена, на заводе будет производиться масло под принадлежащей Cargill маркой Sunny Gold, которое по заказу американцев с весны 2004 г. производит армавирская компания “Бакар”. Помимо фасованного масла новый МЭЗ будет производить промышленные жиры. Одновременно со строительством МЭЗа Cargill сейчас строит в Ефремове завод по производству крахмалопродуктов и солодовню стоимостью $100 млн каждый, которые планируется запустить осенью 2005 г.
О намерениях построить МЭЗ в России Cargill первый раз объявила еще весной 2003 г. Тогда корпорация подписала соглашение с администрацией Воронежской области о строительстве комплекса по производству подсолнечного масла. По данным директора по связям с общественностью европейского подразделения Сargill Джеральдин О Ши, тогда в предприятие планировалось вложить до $90 млн. Одновременно с Cargill такое же соглашение о строительстве МЭЗа в Воронеже стоимостью $100 млн подписала и российская группа “Русагро”. В итоге ни одна из этих компаний к строительству так и не приступила.
“Перед тем как сосредоточить производство в ефремовском комплексе, Cargill рассматривал несколько вариантов, в том числе Воронеж. Но получение соответствующего разрешения на землепользование в Воронеже было бы проблематичным”, — говорит представитель Cargill по связям с общественностью Фрэнсис ДеРоса.
Причину ухода Cargill из региона еще в ноябре в интервью “Ведомостям” назвал губернатор Воронежской области Владимир Кулаков. По его словам, корпорация ушла из-за невозможности перевода федеральной земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащей ФГУП “Совхоз “Кировский”, в промышленную. В “Русагро” отказ от строительства своего нового завода объясняют тем, что уже имеют в области два завода.
Опрошенные “Ведомостями” российские производители растительного масла назвали проект Cargill очень большим, но выбор региона их озадачил. “Местоположение завода выбрано более чем неудачно. В Туле подсолнечник не растет, а это означает, что Cargill ставит себя в зависимость от поставок из других регионов, где сырье скупают местные переработчики”, — говорит директор “Русагро-Масло” Вячеслав Китайчик. С ним согласны гендиректор компании “Торговый дом W.J.” Алексей Коломин и директор по продажам и маркетингу агропромышленной компании “ЭФКО” Владислав Романцев. “За $60 млн можно построить завод, рассчитанный на выпуск 30 млн бутылок масла в месяц, что равняется 30% рынка. Сегодня строительство такого завода в России, и тем более в Туле, нецелесообразно”, — говорит Романцев. Коломин называет решение Cargill поменять Воронеж на Тулу “компромиссом и попыткой успеть зайти на российский масложировой рынок любой ценой”. “Но каких-то выгод от строительства завода в Туле компания не получит”, — считает Коломин.
Перспективы увеличения доли Sunny Gold на российском рынке с запуском тульского МЭЗа участники рынка считают еще менее оптимистичными, чем запуск самого завода. “Sunny Gold очень слабенькая марка, ее производят сейчас максимум 2 млн бутылок в месяц. Это мощность небольшого заводика стоимостью около $5 млн”, — говорит Китайчик. По словам Романцева, Cargill будет сложно не только увеличить долю на высококонкурентном рынке, где сейчас очень активны марки “Милора” (W.J.), “Олейна” (Bunge) и “Золотая семечка” (“Юг Руси”), но и перевести Sunny Gold из низшего ценового сегмента в средний. На это потребуется тратить как минимум по $5-7 млн в год, предупреждает Романцев.
Ринат Сагдиев, Кирилл Корюкин