Музею «Тульский кремль» грозит выселение. 35 сотрудников, фонды и архивы могут оказаться на улице…
ЗДАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ КРЕМЛЯ, в котором сейчас размещается музей, принадлежит МП «Тулгорэлектросети». В 2000г. это предприятие переехало в новое помещение на Демидовской плотине, и областные власти договорились с городскими о передаче освободившихся площадей под музейные нужды.
ЭТО БЫЛО ВПОЛНЕ логично, тем более что до этого сотрудники музея ютились в одной из комнат «Тульских самоваров». По словам директора музея «Тульский кремль» Олега Каширина, здание, занимаемое ранее электросетями, было в полуразрушенном состоянии, и на его ремонт и содержание пришлось потратить около 2 млн рублей.
Прошло два года, и музей неожиданно получает письмо из Тулгорэлектросетей с требованием заключить договор аренды. Олег Семенович утверждает, что сумма в договоре была указана нереальная, несопоставимая с возможностями музея. К тому же в документе обнаружилась путаница с объектами и их собственниками. Что немудрено; стены и башни кремля — в федеральной юрисдикции, сам музей — областной, а ряд построек, оставшихся от электросетей, — собственность муниципальная. Тогда музейщикам удалось уговорить городские власти оставить все как есть.
Однако, как выяснилось, ненадолго. Несколько месяцев назад комитет по управлению имуществом Управы г. Тулы подал исковое заявление в арбитражный суд с требованием взыскать с музея 219 тысяч рублей невыплаченной аренды и выселить «Тульский кремль» из жилого корпуса.
— Наше выселение — это настоящий абсурд! Куда мы денемся? Этот корпус — единственное помещение на территории кремля, где отремонтированы коммуникации, а значит, могут храниться экспонаты и работать люди. Возможно, со временем нам найдут помещение за стенами кремля, но это равносильно уничтожению музея. Ведь надо кому-то принимать экскурсии, убирать территорию, заниматься реставрацией… Музей, представители областной администрации и даже губернатор уже дважды обращались к городским властям с просьбой рассмотреть вопрос о безвозмездной аренде, но ответа до сих пор нет…
Изучая толстую папку с документами, так или иначе связанными с этой имущественной историей, мы обнаружили в числе прочих любопытную бумагу: предложение города областным властям передать постройки в кремле плюс кинотеатр «Комсомольский» в обмен на… часть «белого дома», фактически занимаемую Управой города и гордумой. Судя по ответу, область такой «чейндж» не устроил. Не в этом ли суть конфликта? — поинтересовались мы у заместителя председателя комитета по управлению имуществом Управы г. Тулы Сергея Калинова.
— Нет, это всего лишь один из вариантов возможного выхода из ситуации. Ничего странного здесь нет, ведь город платит аренду за занимаемые в «белом доме» площади. Это был бы взаимовыгодный обмен. Мы вынуждены судиться с музеем только потому, что все остальные формы урегулирования этого вопроса исчерпали. «Тульский кремль» пользуется зданием, не имея на это никаких прав. Это не может продолжаться бесконечно… Аренда — вполне приемлемый путь. В конце концов существует льготная аренда, которая могла бы быть музею по силам. Что же касается безвозмездного пользования зданием, то на это может дать разрешение только городская Дума. Насколько я знаю, официально «Тульский кремль» с такой просьбой в гордуму не обращался. Вообще я не вижу в этой истории чего-то особенного. Суд — это нормальная конструктивная форма решения спорного вопроса…
В исковом заявлении звучит требование выселить музей из кремля, тем не менее Сергей Николаевич заверил нас, что такой цели комитет по управлению имуществом не преследует. «Мы прекрасно понимаем, что для музейных целей это строение подходит больше всего. А слухи о том, что здесь кто-то собирается открыть элитное кафе или гостиницу — ерунда. У нас таких планов нет, и я уверен, городским властям хватит благоразумия не делать это и в будущем…»
Решающее заседание арбитражного суда состоится 16 декабря. И мы надеемся, что каким бы ни было его решение, обеим сторонам хватит благоразумия урегулировать конфликт с наименьшими потерями для музея, его фондов и сотрудников.
Ирина СКИБИНСКАЯ.