Представления о том, что жизнь в Тульской области никуда не годится, стали общим местом в рассуждениях тех, кто стоит в оппозиции действующей власти. Начиная с марта 1997 года, как только Василий Стародубцев пришел к власти, многие местные газеты и телевидение старательно не замечают позитивного в действиях властей. Под воздействием массированной ежедневной пропаганды туляки почти свыклись с мыслью о том, что «все у нас плохо». Как представляется, первопричина такого тульского пессимизма — добродушный либерализм областной администрации по отношению к СМИ. Во многих других российских регионах их давно сделали зависимыми от властей. Тульская же область при Стародубцеве была и остается территорией свободы слова. Но люди этого не понимают и считают, что, если Строева в Орле или Лисицына в Ярославле не критикуют, значит там, по всем статьям дела идут хорошо.
Попробуем разобраться в ситуации с цифрами в руках. Вот последние данные за первое полугодие текущего года комитета по статистике — органа, подчиняющегося напрямую Москве и не зависящего от областной власти.
По объему промышленного производства мы стабильно занимаем четвертое место в Центральном федеральном округе — 56 866 миллионов рублей. Выше нас только Москва — 224 836 миллионов рублей, Московская область — 177 162 миллиона и Липецкая область — 81 771. Но следует иметь в виду, что в Липецке крупнейший в России металлургический комбинат, который и «делает» цифры. Мы, старопромышленная область, в которой за последние сорок лет не строилось ни одного крупного завода, обогнали даже Белгородскую область, в которую начиная с 50-х гг. Центр вкладывал миллиарды и миллиарды рублей. Про ближайших соседей — Орловскую, Рязанскую и Калужскую области — и говорить нечего, они далеко позади. А ведь ни одна из них не сталкивалась с такими проблемами, как мы: массовое закрытие шахт, отравленная Чернобылем, большой химией и металлургией экология, долгосрочный демографический кризис.
Обратимся к сельскому хозяйству, за пристрастие к которому так бьют тульского губернатора. Обладая территорией в полтора раза меньшей, чем Рязанская область (при одинаковых климатических и почвенных условиях), мы смогли засеять зерновыми площадь больше, чем рязанцы — 453 тыс. га против 435. То же по картофелю — 56 тыс. га на 51. И это при том, что Рязанщина — традиционный поставщик картофеля в Приокском регионе! Обошли мы ее и по производству продуктов животноводства — 38 тыс. тонн против 31.
А вот данные по торговле. По розничному обороту мы пропускаем вперед лишь Воронеж, Тверь, Москву и Московскую область, обходя хваленый Липецк и Белгород. Да и Тверь лидирует только потому, что там летом на дачах живут несколько сот тысяч москвичей, которые и делают покупки. А население Воронежской области больше нашего на миллион. Живи мы бедно и не имей денег — откуда взяться такому товарообороту? По экспорту продукции мы также в передовиках
— 330 миллионов долларов только за первый квартал 2004 года. Причем в отличие от обгоняющего нас Липецка наш экспорт разнообразен и не сводится, как у них, к одному металлу. Даже Московской области, с ее гигантским количеством заводов, мы уступаем менее чем в два раза — у нее только 520 миллионов.
Таким образом, Тульская область — очень лакомый для олигархов кусочек, в борьбе за который не жалко отдать несколько десятков миллионов долларов, потратив их на «черный пиар». Будь у нас все плохо, полезли бы сюда наследники Березовского и Ходорковского? Почему тот же Зубицкий перевел именно к нам свой бизнес из Кемерова?
Благоприятный инвестиционный климат отмечают иностранцы, которых демагогией не проведешь. Крупнейшие международные корпорации — «Кнауф», «Проктер энд Гэмбл», «Каргилл» — уже вложили, сотни миллионов долларов в экономику Тульской области и вкладывают еще. В августе американский «Каргилл» начал строительство двух новых заводов в Ефремове. Через несколько дней после этого пивной гигант из Петербурга «Балтика» (чей контрольный пакет у скандинавов) торжественно открыл солодовенный завод стоимостью 30 миллионов долларов. Шведы планируют построить завод по производству бумажной продукции стоимостью полмиллиарда долларов в Ленинском районе.
Наша демагогичная оппозиция, истошно критикующая эти реальные достижения, прекрасно сознает: приди она к власти — разве посягнет она на эти производства? Да работающие там люди поднимут на вилы любого, кто только заикнется об этом!
Пройдите по городу — работающие башенные краны видны повсюду. Да, жилье покупают только обеспеченные, но такова политика федерального правительства, делающего ставку на коммерческое строительство, Но раз в Туле строится столько благоустроенного жилья, значит и обеспеченных людей — у нас не единицы. Значит, «средний класс» — двигатель экономического роста — у нас сформирован. А любая стройка -это рабочие места, это заказы для производителей и поставщиков стройматериалов. Смотрите, сколько мебельных магазинов у нас открылось; неужели в них отоваривается лишь кучка богачей? Если бы было так, они все давно позакрывались бы.
*Недавно узнал, что только в одной Туле работают свыше тридцати магазинов, торгующих принадлежностями для рыбалки. Казалось бы — зачем столько?
Значит, есть большое количество людей, могущих купить недешевые импортные снасти для любимого хобби.
И это не Фролов, не Соколовский, не Честюнин, а твой сосед Васька или Гришка. Средний класс в Тульской области реально существует, нужно только время, чтобы он осознал этот факт сам.
Стало привычным хаять появление в Туле новых торговых центров. Хорошо, но, читатель, где бы ты хотел, чтобы работала твоя дочь или сын? На холодном ветру на рынке? Не всем же быть юристами или менеджерами. Каждый торговый центр — это сотни и сотни рабочих мест -продавщиц, экспедиторов, охранников, грузчиков, электриков, сторожей. Надо смотреть правде в глаза. Эпоха многотысячных заводов к нам больше никогда не вернется. В той же Москве, где все обожают Лужкова как мудрого управленца, ни один завод поднять ему не удалось. АЗЛК, ЗИЛ, «Серп и молот», сотни других социалистических гигантов стоят пустые. Его мудрость заключается в том, что он перекинул сотни тысяч людей в малый бизнес — в торговлю и сферу услуг. Тот же болезненный процесс происходит в Тульской области. И он тоже еще не осознан людьми. Поэтому многочисленные мерзавцы от политики эксплуатируют тезисы «возрождения заводов», играя на людских болях и чувствах, прекрасно сознавая, что это нереально.
Посмотрите, как преобразились прежде серые города, после того как на первых этажах вместо квартир (кому нравилось там жить окнами на тротуар?) открылись магазинчики, парикмахерские, офисы с яркими разноцветными вывесками. По части развития малого бизнеса наша область также в числе передовиков: Рязань или Орел выглядят скромнее, спросите у тех, кто там бывал.
При нынешней власти бизнес в Тульской области делать выгодно. У нас нет такого административного давления на него, как в других регионах. Скажи, допустим, Зубицкий хоть слово против Тулеева в Кузбассе — многое от его бизнеса осталось бы? И это при том, что у Тулеева предприниматели платят огромные суммы в «фонд риска». А его расходы на пиар? Посмотрите центральные газеты. Там регулярно печатаются выступления Тулеева по разным вопросам. Наверное, все это стоит немалых денег. Наша же власть такой саморекламой не балуется.
Говоря коротко, наши недостатки — продолжение наших достоинств.
Андрей ТРЕГУБОВ.