Между работодателем и профсоюзами на Косогорском металлургическом заводе возник конфликт.
Впрочем, сценарий почти классический: одни делают то, что считают нужным для развития производства, другие уверены, что при этом нарушаются права трудящихся.
КОГДА ЖЕЛАНИЯ НЕ СОВПАДАЮТ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Как пояснил «ТК» председатель профкома КМЗ Вячеслав Савосин, в настоящее время в фитинговом цехе завода от семисот работников осталось всего сто пятьдесят. Причем только за период с января по май этого года из цеха по собственному желанию (?) уволились 250 человек. По словам директора по труду и кадрам КМЗ Сергея Сизова, руководство завода действительно намерено законсервировать это производство. Основное условие консервации — сохранение возможности в любой момент возобновить работу. Для этого в цехе должно остаться около пятидесяти человек, для остальных места нет. Профсоюзный лидер считает, что людей вынуждают увольняться по собственному желанию с целью экономии средств — в случае официального сокращения штатов заводу придется им выплатить все положенное по закону. А это немало, Сизов же утверждает, что всем трудягам фитингового цеха предлагается альтернативная работа на предприятии — есть 150 вакансий, но люди почему-то не хотят переходить на другие участки. Что странно, поскольку найти работу на Косой Горе довольно сложна. По мнению директора по труду и кадрам, причина — в низкой трудовой дисциплине, чем традиционно отличался данный цех. В то же время 49 человек сокращаются в полном соответствии с действующим законодательством. Правда, в этом списке сотрудники не только фитингового, но и других цехов КМЗ.
Шестеро работников фитингового цеха написали заявления в профсоюзную организацию о том, что «увольнение по собственному желанию» было совершено под давлением начальства. Профсоюзы передали жалобу о нарушениях трудового законодательства руководством КМЗ в прокуратуру. На предприятии проводилась прокурорская проверка. Окончательный вердикт, подписанный прокурором Привокзального района Шалвой Юсуповым 24 мая: «В ходе проверки были отобраны объяснения у работников цеха фитингов, из которых следует, что руководством цеха им неоднократно делались предложения об увольнении по собственному желанию, что было вызвано необходимостью сокращения численности работников с целью избежать расходов, связанных с высвобождением работников по соответствующим основаниям, предоставлением гарантий, установленных ст. ст. 178 — 180 ТК РФ». На основании этого прокуратурой Привокзального района генеральному директору ОАО «КМЗ» С.К. Пюману вынесено предостережение о недопустимости нарушений требований законодательства о труде. Впрочем, руководство завода считает, что нарушений не было — написавшие жалобу «может быть, просто не поладили с начальником цеха».
«ТИХАЯ ВОЙНА» И ГРОМКИЕ ВОПЛИ?
Письмо из прокуратуры все же возымело действие. После него отношения с профсоюзами обострились еще больше. Вплоть до того, что профком к августу был переселен за территорию предприятия, а именно… в баню. Сделано это, как написано в приказе гендиректора, по желанию пенсионеров — бывших работников КМЗ, а также для удобства «взаимодействия председателя профкома с представителями средств массовой информации, руководителями администрации района, города и области, представителями ОВД и прокуратуры и руководством регионального отделения ФНПР». В чем не откажешь составителям этого приказа, так это в чувстве юмора.
Отношения между руководством КМЗ и профсоюзным комитетом некоторые уже называют «тихой войной». Тактика ведения этой войны уже отработана многими директорами предприятий. И территориальные передвижения профкомов — весьма типичные действия. Аналогичные переселения были в свое время на Ясно-горском машиностроительном заводе, Ревякинском металлопрокатном заводе, где и вовсе профком выгоняли зимой в не отапливаемое помещение.
Были проблемы и рангом повыше: например, у областной профсоюзной организации металлургов с руководством «Тулачермета» в ходе минувшей борьбы за «Ванадий» и «Полему». Кстати, в последнем случае нынешний собственник КМЗ, он же тогдашний владелец «Ванадия» и «Полемы» — группа «Алеф», пользовался полной поддержкой отраслевого профсоюза.
Но времена меняются. И сегодня на КМЗ, опять же строго по отработанному на многих других предприятиях сценарию, предлагают работникам написать заявления о приостановлении удержания заводской бухгалтерией профсоюзных взносов из зарплаты. А заодно параллельно пытаются создать альтернативную организацию по защите прав трудящихся — что-то вроде совета трудового коллектива.
Профсоюзы также не сидят сложа руки. Теперь к требованиям нарушений прав трудящихся прибавились претензии по индексации зарплаты в соответствии с ростом инфляции. Мол, уровень выплат в этом году составляет всего 88,1 процента от заработков аналогичного периода прошлого года. С этим категорически не согласен Сергей Сизов. По его словам, зарплата на заводе выплачивается регулярно и своевременно два раза в месяц; весной этого года было повышение на десять процентов. А с 1 августа повысятся заработки в доменном и литейном цехах, РСУ. Правда, не у всех одинаково (у одних на десять процентов, у других — на тридцать) — были перекосы в оплате труда, потому приходится все приводить в разумное соответствие. Кроме того, на предприятии есть льготы, не предусмотренные законодательством. Так, женщины могут уходить в оплачиваемый отпуск уже на шестнадцатом месяце беременности. А пенсионеры, отбывая на заслуженный отдых, получают дополнительно по три оклада.
Впрочем, все прочие взаимные претензии больше напоминают базарную свару на тему «сам такой».
И ЕЩЕ НЕМНОГО ГЛОБАЛЬНОСТИ…
Как рассказал «ТК» председатель Тульского областного отделения горно-металлургического профсоюза России Юрий Маторин, за два года с металлургических предприятий нашей области уволились 5500 человек. При этом не было создано ни одного нового рабочего места в этой отрасли. Помимо КМЗ, около шестисот работников грозят уволить в Суворовском рудоуправлении. Между тем в стране имеется правительственная программа развития горно-металлургического комплекса, в соответствии с которой должно быть создано 35000 рабочих мест. Есть в России и положительные примеры. Правда, не у нас, а в Кемеровской области, где на КМК «Евразхолдинг» из уволенных семи тысяч человек на учет в службы занятости встали лишь 36 человек — остальные были трудоустроены. Господдержкой пользуются многие,.но нашу область вновь минует сия программа. А имеющаяся областная программа занятости, разработанная до 2007 года, в этом году, например, в Суворове обеспечивает создание… сорока рабочих мест. Впрочем, в случае с КМЗ областная администрация пытается вести переговоры. Тем более что пять процентов акций этого предприятия принадлежат государству.
Профсоюз, уверяет Моторин, вполне способен понять действия собственника по сокращению непрофильных производств. Но при этом настаивает на том, что это должно проводиться по закону. Ведь, например, большинство увольняющихся с КМЗ — люди предпенсионного возраста. Для них увольнение по сокращению штатов предусматривает возможность оформить пенсию на два года раньше. А вот уход по собственному желанию подобного не предусматривает — они могут рассчитывать лишь на пособие в сто рублей в месяц.
Любопытен и тот факт, что до некоторого момента профорганизация и руководство Косогорского завода вполне понимали друг друга. Обострение отношений как-то совпало по времени с возникновением упорных разговоров о возможной продаже КМЗ крупной металлургической компании «Северсталь». В этом случае руководство завода и впрямь может позволить не слишком утруждать себя мирным сосуществованием с профсоюзной организацией. Впрочем, время покажет…
Елена ШУЛЕПОВА.