Финансово-политический кризис в областном центре.
Внимание всех газет области приковано к неурядицам в городе-герое Туле. Действительно, начиная с 1998 года, финансовая обстановка в областном центре ещё не бывала такой тяжёлой, как сейчас. Растут задержки в выдаче заработной платы бюджетникам. Нет средств для своевременных расчётов за поставки энергоресурсов. Не сегодня-завтра возможны отключения света. А утрата тульских <Теплосетей>, удачно выкупленных конкурентами, и вовсе создаёт тревожную обстановку в предверии грядущего отопительного сезона.
Недавно мэр Тулы Сергей Иванович Казаков собрал большую пресс-конференцию. Это мероприятие задолго до своего начала привлекло пристальное внимание политического актива. Ещё бы: ходили слухи, что на этой пресс-конференции Казаков объявит о своей отставке. Возможно, что эти слухи специально нагнетались недоброжелателями,- ведь <холодная война> городской управы с ОАО <Тулачермет> кипит не только на финансово-имущественном, но и на информационном фронте.
Однако мэр в отставку не ушёл. И даже перешёл в наступление. Все проблемы города, сказал он, проистекают от недостаточности средств. А эта недостаточность заложена позицией вышестоящей власти. Так, минимальный бюджет города, рассчитанный по методике Тульской области, должен бы составить свыше 4-х миллиардов рублей. И этой суммы едва-едва должно хватить на текущие расходы (зарплата, свет, газ, транспорт) без всякого развития и каких бы то ни было капитальных вложений. В то же время, утверждённыйе бюджет Тулы едва превышает 2,7 миллиарда рублей, то есть покрывает две трети потребностей. По мнению Сергея Ивановича, хроническое недофинансирование привело Тулу к той черте, когда начинается необратимый процесс развала городского хозяйства. Так, если в 2001 году Тула была профинансирована на 79,6% от необходимого минимума, в 2002 году — на 73,8%, то сейчас, в 2004 году — всего лишь на 63,9 %.
Ситуация и впрямь серьёзная. Однако нельзя сгущать краски, обвиняя во всём областную власть, а тем более областных депутатов. Город Тула вовсе не такой «пасынок губернии», как выходит со слов Сергея Ивановича. Да, областных трансфертов городу дают меньше, чем ряду районов. Но это, если речь идёт о прямой помощи. В целом же бюджет области свёрстан так, чтобы туляки были обеспечены несколько лучше, чем жители большинства других районов.
Судите сами. Доходы местных бюджетов на душу населения колеблются по области от 4020 рублей на человека (г. Донской) до 5240 рублей (Арсеньевский район). Средний уровень бюджетного обеспечения в нашей губернии — примерно 4600 рублей. Следовательно, Тула, имеющая 5030 рублей бюджетных доходов на человека, смотрится в этом ряду весьма прилично. Тем не менее, в коридорах городской Управы и городской Думы бытует упорное мнение, что Тулу специально <опускают ниже плинтуса>.
Факты свидетельствуют об обратном. Даже в ходе выполнения этого, весьма благоприятного для областного центра бюджетного плана, губернатор Тулу старается не обижать. Так, по итогам первого квартала областной центр получил из фонда финансовой поддержки муниципальных образований на 68,3% больше, чем запланировано. То есть, остальным районам приходится ещё хуже, но не везде складывается такая кризисная ситуация. Многое зависит от позиции муниципального руководства. Кстати, Ленинский район при Самошине действительно был финансовым пасынком губернии, и тем не менее, Самошин платил зарплату бюджетникам раньше остальных глав.
Нет, если и искать корень тульских бед, то уж никак не на областном уровне! Отчасти в кризисе виновата политика федерального центра, перетянувшего <бюджетное одеяло> на себя так, что муниципалитеты остались <босиком>. Но невозможно отрицать вину самой городской власти, которая подготовила почву для кризиса своими глубокими ошибками и просчётами. Среди провалов в экономической политике тульской управы стоит выделить неэффективное управление городским имуществом и нарастающую финансовую кабалу перед коммерческими банками.
Огромной проблемой стал год от года нарастающий, как снежный ком, долг города Тулы. Сегодня он составляет 700-800 млн. руб., что в три раза выше допустимых цифр. Представьте себе, если треть вашего семейного бюджета составляют долги, тут уже не до маслица, хватило бы на хлеб! Кроме того, львиная часть долга приходится на коммерческие банки. То есть, долг висит не просто камнем на шее города, а ещё и обрастает ежемесячными процентами. В прошлом году только на выплату процентов банкирам ушло 95 миллионов рублей, где уж тут платить зарплату нянечкам в детсадах… О чём же думали городские финансисты, когда шаг за шагом залезали в кредитную трясину, нарушая закон о предельно допустимых долговых обязательствах?
Очень неприглядная картина складывается и с городским имуществом. Ведь только от сдачи в аренду тульской земли и муниципальной недвижимости (магазины, склады, культурно-развлекательные центры, парк и т.д.) Управа должна получать серьёзные доходы. Пополняет ли всё это народное богатство городскую казну? Отнюдь не так, как хотелось бы. В городе простаивает множество свободных помещений (93 объекта общей площадью 11305 квадратных метров). Более трёхсот организаций получили городские площади и вовсе безвозмездно. Ряд из них, конечно, несёт важную социальную нагрузку, а другие получатели бесплатных помещений тут же сдают их в субаренду, денежки от которой кладут себе в карман. На пример, социально-психологический центр <Шанс> пригрел у себя: под крылом фирму, торгующую золотыми изделиями! Наверное посетителей <Шанса> вид золотых украшений успокаивает, а вот казна на таком странном симбиозе теряет и немало. Кроме того, не вся муниципальная недвижимость зарегистрирована в Регистрационном центре, то есть вовсе не может официально сдаваться в аренду. Земельный кадастр окончательно не сформирован, что не позволяет эффективно использовать городскую землю. Откуда же взяться в тульской казне деньгам?
Не приносят городу доходов и муниципальные унитарные предприятия. Практически все они несут хронические убытки. Хотя ряд МУПов работает в традиционно прибыльной сфере розничной торговли и бытовых услуг, вместо того, чтобы добиваться высокой прибыльности МУПов и наполнения бюджета, их сейчас планируют передать в частные руки.
Что же предлагает в этой обстановке С. Казаков? «Создать антикризисную программу и готовиться к дальнейшему обострению ситуации. Денег хватит только до августа..» С целью пополнения бюджета планируется разослать ряд писем в вышестоящие инстанции. И всё?
Теперь давайте подумаем: есть ли у города другая альтернатива? Альтернативу вроде бы подсказывают и конкуренты с «Тулачермета», и связанные с ними политики, и близкие к ним средства массовой информации. Правящая в городе команда обанкротилась и должна уйти в отставку. А что вместо? Точнее, кто?
Говорят. Что у хозяев металлургического завода уже есть готовая кандидатура на освобождающееся место. Но это только говорят. А когда карты будут раскрыты, не окажется ли, что «новый кандидат» относится к «хорошо забытым старым», и вне меньшей степени несёт свою долю вины за положение в городе.
Да и выиграет ли сама Тула от прихода к власти команды металлургов? Станет ли лучше простым тулякам? За все три минувших года новые хозяева «Тулачермет» вели себя как предельно расчётливые и прагматичные коммерсанты. Собственно, сам конфликт с мэром города Казаковым возник у металлургов из-за поставок теплоресурсов и расчётов за тепло. Расчётов, которые производятся из без того пустующего городского бюджета. А сейчас, когда «Тулачеремет» поставил под контроль «Теплосети», возник сферу города-героя ждут ещё более тяжкие времена.
Но, с другой стороны, команда Сергея Казакова и впрямь близка к банкротству. Что же делать? У мэра города есть лишь один шанс, оправдывающий сохранение его нынешнего поста: Новый курс. Подлинно новый курс, с признанием старых ошибок и наказанием виновных в кризисе. Необходима смена ключевых фигур, отвечающих за финансовую политику и управление имущественным комплексом (речь идёт прежде всего о Т. Печниковой и Г. Журавлёве). Нужно наводить порядок с МУПами, отправив в отставку тех директоров, которые не способны заработать (а скорее всего — просто о не хотят показывать) прибыль. Нужно разработать поэтапную программу полного избавления от банковских долгов и никогда больше не возвращаться к этой порочной практике. Одновременно с провозглашением нового курса и жёсткими кадровыми выводами следует переломить «чемоданные настроения» в Управе: многие чиновники ведут себя как крысы на тонущем корабле.
Если же Казаков намеревается как-нибудь «дотянуть оставшийся срок», а потом сдать город, как переспелое яблочко, в руки богатых покупателей, тулякам придётся самим искать третий путь. Движение «Засечный рубеж» считает необходимым в кратчайшие сроки найти выход из сложившегося кризиса и предложить его своим землякам.
Александр ДМИТРИЕВ, Владимир ТИМАКОВ