На прошлой неделе Тульский областной суд вынес решение по делу бывшего начальника Управления государственной противопожарной службы полковника внутренней службы в отставке Алексея Сенченкова, который обвинялся по ст. 290 УК РФ (получение взятки).
Следствие и рассмотрение дела в суде, в общей сложности, продолжалось двадцать месяцев.
Ему вменялось получение двух взяток: двадцать тысяч долларов за приемку пожарной сигнализации в тульском торговом доме <Фролов> и триста тысяч рублей от владельцев торгового центра <Интерсити> за то же самое.
27 июня 2002 года сотрудниками УФСБ и прокуратуры Тульской области были задержаны два руководящих работника УГПС: начальник противопожарной службы МЧС РФ по Тульской области Алексей Сенченков и начальник нормативно-технического отделения УГПС Сергей Томилин, Если Сенченков являлся как бы основным фигурантом в этом громком деле о коррупции, то Томилин выступал в качестве посредника при передаче взятки. Как прозвучало в суде, начальник Управления противопожарной службы был недоволен тем, что торговый дом заказал установку сигнализации не в самом управлении, а у частной фирмы. Стоимость этой услуги УГПС оценивала в сто тысяч долларов, а частник согласился установить за … шестьдесят тысяч долларов. Сенченков якобы пообещал руководству торгового дома <проблемы с приемкой установленной сигнализации>, а для того чтобы их не было, предложил заплатить. Представитель Фролова Болдырев после некоторого торга (сумма за различные услуги колебалась от двадцати до тридцати тысяч долларов) согласился заплатить двадцать тысяч. Правда, чуть ли не сразу же об этой сделке было сообщено в соответствующие органы. Как только на <сцене> появились деньги, сотрудники УФСБ задержали посредника, а затем и самого Алексея Сенченкова. Эпизод получения взятки от торгового дома <Интерсити> появился уже в ходе следствия.
В последнем слове на суде Алексей Сенченков свою вину так и не признал. По его словам, дело полностью сфабриковано сотрудниками ФСБ. <Это бомба, которая разорвалась по заказу>, — заявил подсудимый. Бывший главный пожарный Тульской области считает, что <основной мотив этой провокации - отстранить его от руководства УГПС>. Как утверждает главный фигурант этого дела, в это время шла передача пожарной службы из подведомственности МВД в МЧС, и Сенченков не сработался с начальником Главного управления ГО и ЧС по Тульской области Сергеем Гусаровым, который <хотел быстро переделать все на свой лад>. Якобы Гусаров в то время заявил, что <два медведя в одной берлоге не уживутся>. А заодно попросил, как утверждает Сенченков, начальника УФСБ по Тульской области Владимира Лебедева <помочь убрать> нежелательного руководителя УГПС. Вроде бы к сотрудничеству в борьбе с главным пожарным склоняли многих, но отклик в душе нашелся только у господина Фролова. При этом своего подчиненного Томилина, который получил деньги для передачи их начальнику, Сенченков называет <инструментом ФСБ>.
В четверг судьей Тульского областного суда Зелениным была поставлена точка в этом деле: эпизод с получением взятки от торгового дома <Интерсити> был исключен за недоказанностью, а само дело переквалифицировано с формулировкой <покушение на получение взятки>. В результате Алексей Сенченков осужден по ст. 290 ч.4 УК РФ и приговорен к лишению свободы на четыре года с отбыванием срока в колонии строгого режима. А Сергей Томилин за активное сотрудничество со следствием получил три года условно. Кстати, Томилин, находясь под подпиской о невыезде, по словам Сенченкова, сумел даже отдохнуть с семьей в Анапе.
Между тем денежные купюры сам Сенченков в руки так и не брал. На этом и строится тактика защиты. Его адвокат Любовь Благушина заявила <ТК> после судебного заседания:
— Хотя аргументы защиты были в основном признаны судом, но решение все же половинчатое. Мы будем оспаривать приговор в Верховном суде. В то же время надо отдать должное суду — судебное расследование было проведено объективно.
Впрочем, затягивать процесс явно на руку бывшему начальнику УГПС: в сущности, почти половину срока он уже отсидел, и пока будет рассматриваться протест защиты в Верховном суде, Сенченков останется в СИЗО, а это в любом случае лучше, чем колония строгого режима. Кстати, вел он себя в суде весьма уверенно и даже несколько вальяжно. Во всяком случае, выслушав приговор, заявил: <Еще не вечер. Мы победим>. А также поблагодарил присутствующих за то, что пришли. Кстати, деньги — те самые двадцать тысяч долларов по решению суда отдадут обратно тому, кто их выдавал.
Елена ШУЛЕПОВА.