В Москве состоялись показы спектаклей двух театров из Тулы
Они посвящены героям специальной военной операции
Фото Лены Морозовой
В рамках фестиваля «Суворовская площадь – Театральный Редут» в Центральном академическом театре Российской Армии два театра из города-героя Тулы показали свои спектакли, посвящённые спецоперации.
Театры приехали в столицу с ответным визитом после проведения в Туле фестиваля «Дни армейской культуры», инициированного Минобороны России. Тогда среди более 90 мероприятий, прошедших в городе и области, был показан в Тульском академическом театре драмы премьерный спектакль Центрального академического театра Российской Армии о СВО «Данькина каска». Автор пьесы Егор Черлак – сам участник боевых действий. А поставила её молодая и талантливая актриса Диана Борина.
Надо отметить, что именно Театр Армии поставил первую пьесу о драматических событиях «Серая зона».
В основе спектакля – пьесы «Серая зона» и «Ложь во спасение» современных драматургов Ольги Манько из Севастополя и Светланы Тишкиной из Луганска, написанные в 2022 году. Постановка «Ложь во спасение» режиссёра Юлии Шульевой была создана в рамках режиссёрской лаборатории «Время героев», которая состоялась в феврале 2023 года.
Молодые режиссёры представили эскизы по одной из предложенных пьес авторов-современников, темы которых – события в Донбассе, подвиги новых героев-военнослужащих, мужество и стойкость мирного населения.
Теперь уже в столице на Большой сцене прошёл спектакль Тульского академического театра драмы «Свадебное платье для аксолотля. Сны» («Этюды эпохи СВО в двух действиях»). Автор пьесы – драматург Рагим Мусаев, режиссёр-постановщик Анна Терёшина. А на Малой сцене была показана постановка режиссёра Александра Борисова «Смерти нет».
В одном из интервью директор Тульского академического театра драмы и городского ТЮЗа заслуженный работник культуры Олег Михайлов сказал о тогда только задуманной работе над постановкой в Туле «Смерти нет».
«Считаю, что такие спектакли сейчас должны ставиться. Особенно в провинции. Особенно в Туле, где очень много людей участвуют в боевых действиях. Мы должны говорить об этом, это наша прямая обязанность», – подчеркнул Михайлов.
Спектакль режиссёра Александра Борисова, который сам участник СВО, основан на очерках писателя и военкора Дмитрия Стешина, а также на прозе «Всё, что должно разрешиться. Хроника почти бесконечной войны. 2013–2021» авторства известного писателя Захара Прилепина. По сюжету главные герои словно бы перемещаются во времени между событиями Великой Отечественной войны и спецоперации. Это спектакль – размышление о жизни и смерти, благородстве и подлости, верности и предательстве, об отчаянии и надежде. О том, что такое настоящий гуманизм, о неизменности человеческой природы, которая веками несёт в себе как звериное, подлое, бесовское, так и божественное, чистое и возвышенное.
В основе истории постановки «Свадебное платье для аксолотля. Сны» («Этюды эпохи СВО в двух действиях») реальные события.
А что же это, или кто, аксолотль? Это «водный дракончик», обитающая в воде личинка некоторых видов саламандр, напоминающая улыбающуюся ящерку с тремя парами торчащих жабр. Уникальность аксолотля заключается в том, что он может размножаться, не превратившись во взрослую особь. Аксолотль вообще не склонен становиться взрослым, если только не случится засуха и его водоём не пересохнет. Если же комфорту аксолотля ничего не угрожает, то он так и останется личинкой. В спектакле аксолотль служит символом некоторых инфантильных представителей поколения тридцатилетних.
Только резким контрастом им выступают люди с высокой гражданской ответственностью, те, кто способен на любые жертвы ради Родины. Кто мужественно стоит на защите Отечества, понимая, что Россия – это все мы.
В постановке показана реальная история, когда девушка, проводившая мужа на СВО, стала волонтёром, плела маскировочные сети для наших бойцов. Впереди боевые действия должны были проходить в условиях зимы и цвет сетей должен быть белым. И она, когда не хватало материала на одну из них, плела зимнюю сеть из своего свадебного платья… Таких случаев было много.
Надо сказать, что у одного из героев спектакля есть реальный прототип. Это актёр театра, который сейчас находится в зоне СВО. Его позывной «Мангуст». Именно он во время недолгого отпуска домой консультировал создателей постановки, чтобы невозможно было увидеть, услышать в ней ничего фальшивого.
Интересно, как фантазия авторов спектакля причудливо соединила современную историю, образ загадочного животного и народный подвиг.
Важный момент. Перед началом спектаклей в фойе ЦАТРА волонтёры из Тулы развернули интереснейшие выставки, так или иначе связанные с помощью участникам СВО. И можно было принять участие в мастер-классе Натальи Шафроненко по плетению маскировочной сети, узнать об одной их особенности: узоры на сетях должны редко повторяться, это защищает от дронов. Перечислить всех, кто делает добрые, особо нужные в наше время дела и привёз на выставку образцы своего труда, в таком материале, конечно, невозможно. Просто надо всячески помогать в их добровольной работе на благо страны и для поддержки наших участников специальной военной операции.
На рекламном листочке одной из волонтёрских организаций Тульской области «Своих не бросаем», которые привезли образцы в том числе полезных сублимированных продуктов для наших бойцов на позиции, есть такой призыв: «Вступай в ряды неравнодушных». И такие слова писателя Льва Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
…Если говорить о спектаклях, то после из просмотра постоянно вспоминались строки из стихотворения замечательного поэта-гражданина Юнны Мориц: «На этом береге туманном, / Где память пахнет океаном, / И смерти нет, и свет в окне, / Все влюблены и все крылаты…»
Ирина Павлюткина, «Красная звезда»
тупые мазовские дятлодевки больше суток спали, прежде чем догадались украсть