Как водитель из Тулы вывозил курян из-под обстрела
Алексей Лагутин / Из личного архивa
«Просыпаюсь: идёт заседание»
Для автора этих строк история Алексея оказалась, скорее, такой соседской. Выяснилось, что мы живём совсем недалеко друг от друга, хотя раньше и не были знакомы. А когда в местный чат выложили видео, где врио губернатора его награждает, а он, очень волнуясь, рассказал об опасной командировке и уходе отца воевать, и зал на этих словах встал, я понял: нужно встретиться и поговорить с храбрым водителем лично.
Алексей Лагутин — коренной 41-летний туляк, закончил автомеханический техникум, и с тех пор — профессионально за баранкой — по стопам отца. Признаётся: с ним часто и обсуждал происходящее в Донбассе и Новороссии. Обоих не оставляла мысль, что надо что-то делать, подключаться, помогать, участвовать. А тут — нападение ВСУ на Курскую область.
«Когда в Туле набирали добровольцев для работы по эвакуации населения из Курской области, вызвался сразу. Нас с одного автотранспортного предприятия отобрали пять человек, мне доверили быть старшим. Туда ехали порожняком, только для себя брали воду, питание, предметы гигиены. Выезжали каждый на своём автобусе средней вместимости. Курск встретил сиренами воздушной тревоги. И это как-то сразу привело в чувство: появилось понимание, что это не рядовая командировка, а выезд в зону боевых действий», — делится впечатлениями Лагутин.
Работала их колонна в Глушковском и Льговском районах. По словам Алексея, очень тепло и радушно встретил Сергей Коростелёв — глава Льговского района. Накормил, разместил у себя в кабинете, дал выспаться.
«Просыпаюсь, а рядом люди сидят, идёт заседание районного оперативного штаба. Стало неловко, поднимаюсь, приношу извинения, а глава в ответ — мол, ничего страшно, поспи ещё», — вспоминает он.
«Благодарю Бога»
А вот название медали «За самоотверженность и единство», которую ему потом вручили, сразу вспомнить не смог и объяснил это просто: не за медалями ехали, а людей спасать.
Каждый день тульские автобусники выезжали на новые направления. На отдельных участках колонну сопровождали вертолёты, каждому водителю выдали каску и бронежилет. Без слёз и дрожи в голосе Алексей не может говорить о гибели двух волонтёров из Донбасса — Николая Ковалёва и Давида Соколова. С последним Алексей общался буквально за считанные часы до гибели парня, которому был всего 21 год. Они тоже помогали эвакуировать людей. Украинский снаряд ударил по мосту через реку Сейм в Глушковском районе как раз в момент проезда машины волонтёров…
А вот в команде Алексея Лагутина потерь не было, с эвакуированными тоже всё порядке, да и техника не подвела. «Благодарю господа Бога, что уберёг нас», — говорит сегодня Алексей.
Алиса сильно скучает
На вопрос, как отреагировали на поездку дома, Лагутин ответил, что, когда всё решилось, позвонил жене и сказал, что у него час на сборы. А мама узнала о том, что сын был там, только после его возвращения. Живут совсем рядом, но её все восемь дней командировки Алексея убеждали, что он просто работает сверхурочно, и ему некогда разговаривать.
Награда по возвращению, по признанию Лагутина, стала для него неожиданностью. И его короткое выступление, во время которого он заметно волновался, стало экспромтом. Тогда же стало известно, что геройство — это у них семейное. К тому времени 61-летний отец Алексея как раз только подписал контракт с минобороны и убыл в учебку. При том, что Лагутин-старший хоть и когда-то служил срочную в Таманской дивизии механиком-водителем, вот уже четыре десятка лет — сугубо гражданский человек. В последние годы работал водителем автобуса на оборонном предприятии Тулы.
Когда Алексей предложил вместе зайти к маме Ирине Владимировне, невозможно было отказаться. Встретила она нас с кошкой Алисой. Ирина Лагутина до сих пор не может прийти в себя после ухода мужа на СВО и говорит, почти не сдерживая слёз. Хотя мысли присоединиться к СВОим он вынашивал полтора года. Скучает не только жена солдата (шутка ли — 44 года вместе!), но и кошка, привыкшая спать с хозяином. Сын старается утешить мать, убеждает, что всё будут хорошо.
Мы тоже в это верим!
Полная версия: Алексей Мурат, «АиФ в Туле»