Иногда нужно потратиться на право проезда к нему
Особенности местного рынка недвижимости
Фото: Алексей Пирязев
СНТ «Дубравино» недалеко от тульского КБП в районе Демидовки на вид уже почти как коттеджный поселок: симпатичное место, ровное поле, нарезанное на участки. Часть участков уже построилась, часть еще не освоена.
— Мне понравилось здесь: тихое местечко, недалеко от города, перспектива коммуникаций и чистый воздух, есть соседи, — рассказала Анастасия Байбакова, владелица участка в 10 соток. — И я решила купить в СНТ участок, чтобы построить дачу. Собственницей земли я стала в мае 2024 года.
— Ну а потом начались проблемы. Как выяснилось, дороги в нашем СНТ принадлежат частному лицу. И чтобы мы могли по ним свободно добираться до своих участков, мы должны заплатить ему. Озвученная сумма — 1 млн 800 тысяч рублей. Но когда мы покупали землю, нас об этом не предупредили!
Чтобы было понятно, как в «Дубравино» разделена земля, достаточно вот этой схемы с публичной кадастровой карты:
Желтым помечен «земельный участок для ведения садоводства» — то, что осталось от некогда большого куска земли. На местности же никаким садоводством здесь заняться не получится — это проезжие дороги.
— Продажу участков в «Дубравино» хорошо рекламировали, — говорит Анастасия Байбакова. — Есть до сих пор сайт, на котором расписаны все преимущества, в том числе и внутренние дороги. Есть страничка в соцсети «ВКонтакте».
По словам дачников, еще до конфликта, когда они только покупали свои участки, информация на сайте была несколько иной.
— Они удалили эти строчки с сайта, как только «запахло жареным», — говорит Анастасия.
— Получается, чтобы нам пользоваться этой дорогой, мы должны её выкупить, — говорит Анатолий. Он уже успел построиться на своем участке. — Пока мы не задаем председателю неудобные вопросы — всё тихо. Как только начинается разговор о деньгах и отчетах, он сразу намекает, что дороги его, что на территорию СНТ мы проехать беспрепятственно не сможем.
Когда я покупал землю здесь, еще не все проезды были отсыпаны щебенкой. К моему участку дороги не было, председатель обещал, что «вот-вот». В итоге до меня дорожку не довели — до угла, а там бучило. Обратился к председателю, тот послал куда подальше буквально. То есть сначала обещал, потом как отрезал: «Делать ничего не буду, хотите — выкупайте». У меня с ним два года уже конфликт открытый. И когда я решил сам за свой счет дорогу доделать (ездить-то как-то надо!), он мне попросту запретил это делать.
А 2 июня было принято решение и вовсе ликвидировать СНТ.
— Непонятно теперь, как быть. Как человек регистрировал эти участки? Как регистрировал СНТ? Не может быть садоводческого объединения, в котором нет мест общего пользования, — говорит Анастасия. — То есть участки есть, а подъезда к ним нет. Я считаю, это нарушение закона!
При этом за ликвидацию СНТ выступили 9 из 10 учредителей: это владельцы крайнего ряда домов, у которых есть выезд на альтернативную дорогу. А нас председатель попросту выкинул из общего чата СНТ — удалил всех неудобных, так сказать.
Myslo связался с председателем СНТ «Дубравино». Он видит ситуацию немного по-другому.
— …Я со своей стороны ничего плохого им [членам СНТ] не делал, не ограничивал их ни в чем. Все дороги — за мой счёт, вложений туда было много сделано: щебень, техника… А тут — «подари»!…
Я делал для них многое и даже невозможное, а в итоге оказался крайним. Уже тысячу раз пожалел, что стал председателем этого СНТ.
— А как же вы рекламировали продажу участков, указывая, что пользование дорогами включено в стоимость участков? Что вы имели в виду?
— Нет, там указано, что дороги [в принципе] есть, что «вам будет комфортно доезжать до своего участка», — вот что имелось в виду.
Анастасия Байбакова от лица всех дачников «Дубравино» написала заявление в прокуратуру, обращение в региональное правительство и министерство имущественных и земельных отношений.
Полная версия: Юлия Королева, myslo.ru