Войти   Регистрация

В Туле ищут средства на памятник Борису Слуцкому

Найдут ли деньги для увековечения памяти о фронтовом поэте

В Туле, где Борис Слуцкий жил последние годы и умер, нет даже памятной доски на его доме

Фото: Юрий Абрамочкин/ РИА Новости

В мае этого года будут отмечать 105-ю годовщину со дня рождения поэта Бориса Слуцкого. Столетие автора «Лошадей в океане» и «Кельнской ямы» прошло практически незаметно. Вероятно, и очередную круглую дату если и отметят, то камерно.

«РГ» не раз писала, что в Туле, где Борис Слуцкий жил последние годы и умер, нет даже памятной доски на его доме. Последняя публикация была год назад («Почему в Туле нет памяти о Борисе Слуцком» — «РГ-Неделя-ЦФО» от 1.03.2023 г.), но за это время ничего не изменилось. Только тех, кто настаивает на сохранении памяти о поэте — фронтовике и шестидесятнике, становится больше. Неудивительно, ведь его стихи сегодня звучат особенно остро.

Борис Слуцкий родился в Славянске (ДНР), вырос в Харькове, куда переехала его семья в 1922 году. Потом будут Московский юридический и Литературный институты, которые он окончил в год начала Великой Отечественной войны. На войну ушел добровольцем, рядовым, закончил в звании гвардии майора, награжден орденами и медалями. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве. Красивое надгробие — вся материальная память.

Говорят, что памятник Борису Слуцкому есть в родном Славянске, но сейчас этот факт сложно уточнить. В свое время собирались поставить памятник Слуцкому в Харькове и даже улицу назвать его именем — майдан перечеркнул эти слабые попытки окончательно. Да и как иначе, когда монументы там сегодня возводят как раз тем, кто, как в его стихотворении «Как убивали мою бабку», как раз убивал. И зачем нынешней Украине поэт, написавший: «Нас было семьдесят тысяч пленных в большом овраге с крутыми краями… Землю роем, скребем ногтями, стоном стонем в Кельнской яме, но все остается — как было, как было! — каша с вами, а души с нами».

Но почему о нем не хотят помнить в российском городе оружейников Туле? Разные у Бориса Слуцкого стихи, зачастую очень бОльные, но чуткие и всегда честные. Эта честность корябает душу, не дает спрятаться в свой удобный уют. Но, как сказал классик, «душа растет, когда болит». И как без этой боли можно говорить о патриотизме.

Нет, тульские власти не противятся — все дело в бюрократии. Как пояснили в городской администрации, в соответствии с положением об установке и сохранении мемориальных и информационных досок, утвержденным в свое время Тульской гордумой, нужно «ходатайство юридических лиц, государственных, муниципальных учреждений, общественных организаций». Обращения физических лиц не рассматриваются. Как и публикации в СМИ.

В региональном министерстве культуры пошли дальше: обращение кандидата педагогических наук, доцента Тульского государственного педуниверситета имени Л. Н. Толстого Дмитрия Овчинникова (один из тех самых физических лиц, чей голос чиновникам не слышен), который был дружен с племянницей поэта — тулячкой Ольгой Ефимовной Слуцкой-Фризен, рассмотрели. В ответе от 26.12. 2023 г. даже поблагодарили за активную гражданскую позицию. А далее такой пассаж: «… в настоящее время организована совместная работа с Тульским региональным отделением Союза писателей России по проработке вопроса о подготовке исторической справки о Б. А. Слуцком, а также о документах, подтверждающих достоверность событий и/или заслуг Б. А. Слуцкого, в случае обнаружения которых будет организована работа по подаче ходатайства в комиссию по историческому наследию и городской топонимии». Какие документы, подтверждающие «достоверность событий и/или заслуг» хотят видеть чиновники? Что подтверждать-то надо? Ведь сами же в первом абзаце своего письма называют Бориса Слуцкого «талантливым русским поэтом, лучшие творения которого навсегда останутся в истории отечественной словесности». Или же речь идет о том, что последние годы жизни он провел в Туле? Но пока длится вся эта переписка, уходят последние свидетели тульского периода жизни поэта. Так, три года назад умерла его племянница, жившая с ним в квартире на улице Николая Руднева в доме N 68. Ждут, пока никого не останется?

В какой-то момент была запущена и такая отговорка: якобы внучатый племянник Слуцкого Петр Фризен против установки памятной доски в Туле. С ним удалось связаться. Он только за и сокрушается: мол, кто за него делает такие кривые заявления.

Депутату Госдумы, координатору партийного проекта «Историческая память» Александру Хинштейну в конце прошлого года пришел ответ из Российского военно-исторического общества. В нем говорится, что РВИО полностью поддерживает идею установки мемориальной доски участнику Великой Отечественной войны поэту Б. А. Слуцкому. Правда, план деятельности общества на этот год уже сформирован. Тем не менее проект «будет внесен в расширенный план деятельности и реализован в случае определения источников финансирования».

Похоже, теперь осталось только найти эти самые источники финансирования. Цена вопроса — порядка 50 тысяч рублей. Может, найдутся к юбилею: родился Борис Слуцкий 7 мая 1919 года.

Елена Шулепова, «Российская газета»

Свой комментарий вы можете оставить в наших:
Телеграм-канале
ВКонтакте
Одноклассниках
11124201cookie-checkВ Туле ищут средства на памятник Борису Слуцкому