Войти   Регистрация

Абонент должен сидеть в тюрьме!

Тульский психиатр Дмитрий Ивашиненко: Мошенники просто играют на примитивном страхе

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», снятого режиссером Леонидом Гайдаем в 1973 году по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». В роли Жоржа Милославского – Леонид Куравлёв.

Оперная певица Любовь Казарновская. Коллектив аграрного предприятия. Режиссёр телепрограммы «Спокойной ночи, малыши!». Известный учёный-математик. Экс-замминистра обороны РФ. Директор департамента Минфина РФ. Замглавы ФНС РФ. Психолог из Узловой…

Что объединяет этих умных (без всяких кавычек) людей? Только то, что они отдали телефонным мошенникам сотни тысяч и миллионы рублей. Причём отдали без принуждения, будучи уверенными в том, что действуют исключительно ради пользы своей или близких.

…Российские правоохранители в кои-то времена – практически в отчаянии, не зная, что делать с валом телефонного мошенничества. Оперативно-розыскные мероприятия по таким делам крайне затруднительны. Опера, у которых отработан, допустим, «шмон притона», в работе по этим преступлениям свои навыки применить не могут, ибо злоумышленники действуют по сути в виртуальном пространстве, где «мордой в пол» не получится.

Самой распространенной остаётся уже старая добрая мошенническая схема, когда неизвестные звонят по телефону или пишут в мессенджерах, представляются сотрудниками банков или правоохранительных органов и под различными предлогами уговаривают граждан перечислить деньги на указанные ими банковские счета или номера сотовых телефонов. Чтобы деньги, естественно, обезопасить.

Или в мессенджере человек получает сообщение от знакомого с сообщением: мол, с тобой скоро свяжутся, действуй по указаниям. Зачастую ситуация обставлена так, что пишет «как бы» руководитель подчинённому, и не всякий решится начальнику перезванивать. Ну а дальше уже известная схема: «Здравствуйте, давайте спасать ваши деньги».

Один из недавних эпизодов – вообще за гранью разумного. Женщина мало того, что отправила кому-то 2,6 миллиона рублей, так еще и по указанию звонившего сделала для него интим-фото с мужем, нанесла наколку на руку и в завершение вставила в …, короче, в себя петарду и подожгла её.

С чем мы имеем дело? С эпидемией упадка мыслительных способностей у массы наших сограждан, ставших потерпевшими? Или с мошенниками-виртуозами, владеющими гипнозом, нейролингвистическим программированием (НЛП) и прочими техниками, которые отключают ум и волю собеседника?

Разъясняет психиатр Дмитрий Ивашиненко – кандидат медицинских наук, доцент, заместитель главного врача по лечебной части ГУЗ «ТОКПБ № 1 им. Н. П. Каменева», заведующий кафедрой психиатрии и наркологии медицинского института ТулГУ.

– Понимаю правоохранителей и их отчаяние. Даже среди моих коллег – а это, между прочим, осведомлённые в психологии люди – были потерпевшие от телефонных мошенников. К примеру, профессору одного из сибирских медвузов в Telegram от руководства пришло сообщение с просьбой взять трубку и поговорить с «заместителем министра здравоохранения России». Она поверила, не зная, что аккаунт начальника взломали. Во время телефонного разговора «замминистра» рассказал, что министерство проводит проверку из-за утечки информации о персональных данных, и скоро ей позвонят правоохранители и сотрудники финансовых организаций. Последовали звонки с городских телефонных номеров с кодом Москвы, в том числе от лжеработника Центробанка. Под руководством этого «финансиста» женщина-профессор и «обезопасила» почти миллион своих личных сбережений.

Прежде всего нужно понимать, что серьёзный обман значимых (пусть и на уровне региона) персон злоумышленниками тщательно готовится. Изучается социальное положение жертвы, особенности характера, сильные и слабые стороны в профессии. И звонки аферистов падают на благодатную почву, потому что звонящие знают, к чему человек готов и на какую его, условно говоря, кнопку нужно нажать. Так, чиновницу из соседней с нами области обманули мошенники от имени губернатора и правительства региона, предложив занять должность её начальника за 2,5 миллиона рублей, которые нужно туда-то перевести. То есть мошенники знали, что отклик у жертвы это предложение непременно найдёт – это они выяснили в ходе подготовительной работы.

Людей попроще аферисты вводят в заблуждение, заверяя, что пресекают преступные действия в отношении их недвижимости или средств. Звонки идут методом «ковровой бомбардировки», без учёта личности тех, на кого попадут. Как гласит народное поверье, нередко звонят из мест не столь отдалённых, где много свободного времени. К примеру, жертве сообщают: «Взломан ваш аккаунт на «Госуслугах», и сейчас некто пытается оформить на вас кредиты, надо уводить средства». Мошенники просто играют на примитивном страхе большинства людей за нажитое порой тяжёлым многолетним трудом. А также на присущей большинству доверчивости, особенно связанной с традиционным у нас почитанием власти, начальства, различных важных ведомств. И к этому ещё примешивается отсутствие у многих навыка критического восприятия информации – здорового скепсиса, скажем так, а также некоторая доля тщеславия: ну как же – мне сам товарищ майор звонит, значит, уважает.

Так что, если оценивать ваше предположение о всеобщем упадке мыслительных способностей, – я бы всё же так не обобщал. Просто эти способности подвергаются иным, чем прежде, испытаниям и к ним ещё не адаптировались.

В то же время новый технологический уклад и у жуликов вызвал к жизни необходимость овладевать знаниями и навыками современной социальной инженерии. А массовое, обывательское сознание от этого отстаёт. Если сильно утрировать, это такая, по Юнгу, лайт-версия коллективного бессознательного: скажи человеку, что его вклад в банке под угрозой, и в 7 случаях из 10 это может сработать, ибо просыпаются древние инстинкты сохранения своего кровного. Да и техника на месте не стоит: сейчас жулики в состоянии смоделировать голос и родственника, и вашего начальника, используя нужные тембр, интонацию.

Теперь что касается возможного использования мошенниками различных специальных психотехник. Прежде всего НЛП. Это – вербальные и невербальные приемы, которые способны изменить поведение и мышление человека за счёт внедрения в сознание определенной информации. Если мы говорим о классическом гипнозе, Мессинге и других, то это всегда дорога с двусторонним движением. Есть гипнотизер и гипнотизируемый, и значимость обоих в этом процессе одинакова, более того, один без другого не может. НЛП – это принципиально другая техника, дорога с односторонним движением: либо человек внушает себе что-то, либо на него воздействует суггестор (источник внушения). При этом, если выражаться на сленге детективов, у «терпилы» блокируется критическое осмысление, на поверхность выводятся эмоции, ощущения. Суггестор повторяет внушающую фразу несколько раз в различных вариантах, используя красочные эпитеты. Информация встраивается в психику, и человек перестаёт считать её чужеродной.

Примеры «бытового» НЛП ваши читатели могут себе легко представить, вспомнив, допустим, напёрсточников 90-х. Использовались несложные технологические навыки – набор прибауток, пословиц и прочие эмоционально-когнитивные конструкции («Вот ваши пятьдесят – на покупку поросят!»). С их помощью жертва вводится в транс, в котором человеком легче управлять. При этом, кстати, навыки того не теряются – в трансе человек может и автомобилем управлять, и деньги из бумажника доставать. А цыгане веками и поколениями используют элементы НЛП, сами того не сознавая. Это такой народный промысел у них, как тульский пряник и белёвская пастила. Учатся этому с детства, наблюдая за взрослыми. «Золотой, всю правду скажу, как на ладонь выложу». Тоже определённая лексика, темп, интонация и другие приёмы воздействия. Не напрасно опытные мамы, наставляя детвору, всегда говорят: «Ни в коем случае не слушай цыганку, не смотри на неё, а сразу уходи».

Методологию НЛП, как мне кажется, сегодня излишне демонизируют, в связи с телефонным мошенничеством в частности. Специалистов не так много, и применение НЛП мошенниками – исключение, а не правило. На мой взгляд, традиционная «езда по ушам» для них более эффективна и прибыльна.

И, кстати, этот совет опытных мам – не вступать в диалог с цыганкой на улице – вполне применим и к тем, кто не хочет стать жертвой телефонных мошенников. Не начинать разговор, не вступать в беседу, если хоть что-то вам покажется странным. Нажмите кнопку «отбой». В конце концов, если даже кто-то по делу, ситуация разрешится, если её содержание – праведное. А деньги с «безопасного счёта» к вам не вернутся…

Константин Леонов, «Молодой коммунар»

Свой комментарий вы можете оставить в наших:
Телеграм-канале
ВКонтакте
Одноклассниках
11117180cookie-checkАбонент должен сидеть в тюрьме!