«Просто надо находить нормальных режиссеров»
Фрагмент интервью директора Тульского академического театра драмы Олега Михайлова «Брендам России»
— У Вас на странице под информацией о назначении на должность директора Тульского театра артисты МХАТа пишут поздравления.
— И просят: «возьми нас в Тулу». Согласны на любые работы. Потому что для меня именно артист главный в театре, я так воспитан.
— Год до этого Вы отработали директором тульского Театра юного зрителя. Как восприняли новое поприще? Ссылка или дом отдыха?
— Тулу я воспринимаю как… «Господь управит».
— В смысле?
— После МХАТа у меня был ряд предложений. Но я человек верующий, и не стесняюсь этого. Как-то пошел поклониться иконе Матроны Московской. Уже после я выяснил, что она еще и Тульская…
— Себинская. Из Тульской губернии.
— Я урожденный москвич, абсолютно не знал этого. Пошел к иконе, потому что почувствовал в этом необходимость. Господь повел. А на обратном пути раздался звонок. Рыбкина Татьяна Вячеславовна: «Не хотите попробовать? Приезжайте, поговорим».
— И сразу согласились?
— Сначала даже серьезного восприятия не было. А потом подумал: Борис Александрович Покровский создал свой камерный театр в 61 год. Может это вызов?
Да и потом, у меня папа туляк. Родители развелись, когда мне было всего полтора года, и я его почти не знал. Один раз только мы с мамой приезжали на похороны деда в Тулу. Это было в 1979 году. Единственное, что я знал про деда – это его место работы, на молокозаводе.
Совершенно неожиданно в ТЮЗе у меня нашлись почти родственники. Оказывается, моя бабушка взяла на воспитание дочку своей умершей подруги. Сейчас эта девочка уже сама стала бабушкой, и мы с ней встретились в театре, и благодаря ей я смог найти могилы моих предков. Сейчас поставил там крест и памятную плиту. Значит, точно судьба. Господь управил.
— В ТЮЗе Вас сразу приняли?
— Разумеется, нет. Московская штучка приехала, непонятно чего хочет… Но в конечном счете зрители приходят не на мои лекции с годовыми отчетами, а на спектакли, на артистов. И сейчас образовалась хорошая команда. Правда, я им сразу честно сказал: что надо искать ансамблевые спектакли. Другой уровень пока не вытянуть. Надо много заниматься. И первым, кого я взял, это был педагог по вокалу и концертмейстер.
— Запели?
— И хорошо запели. За год в ТУЗе мы сделали много интересного. Но ребята сами этого захотели. Без их желания ничего не вышло бы.
— Драма запоет?
— Запоет, конечно. Они и так поют. Есть прекрасные вокалисты. Плюс, они прекрасно двигаются. И есть молодые перспективные ребята. Я прихожу в театр с чувством уважения и почтения. Никакого превосходства или наглости.
— Как Вам репертуар?
— Режиссура некоторых последних спектаклей вызывает во мне определенное удивление: зачем? Зачем с таким творческим потенциалом труппы заниматься такой «клюквой». Не понимаю. Просто надо находить нормальных режиссеров. Привозить и работать. Думать, решать пробовать. Сейчас делаю ставку только на артистов.
— В приоритете будут современные пьесы или классика?
— Думаю, такого выбора не стоит. Надо смотреть, что заходит. На мой взгляд в Тульском театре живет Островский. По всем персоналиям. Вот он, здесь. Берите, ставьте. Это же кладезь, русский Шекспир. Но тратить силы на какие-то неизвестные турецкие вещи…. Не понимаю зачем.
— А если публика хочет чего-то развлекательного?
— Ее надо и развлекать, и заставлять думать. У меня сейчас на «Снежной королеве» люди выходят и плачут. И говорят «спасибо». Потому что это Андерсен, это история любви, страдания и это сказка, чудо, волшебство. Одно другое только дополняет. Нельзя слепо идти на поводу у публики. Так мы и до «Смехопанорамы» доработаем. Поставьте Гоголя. Там же обхохочешься. Достоевского «Дядюшкин сон». Есть куча вещей, которые можно делать. Мне было бы оскорбительно работать в театре, если публика в него приходит только ради буфета и смеха.
— Можно сказать, что Тульский театр станет более глубоким и умным?
— Конечно. И актуальным. Сейчас в ТЮЗе мы сделали спектакль по СВО. Возили его в Тольятти. Вы не представляете, что там творилось. Зал стоял 20 минут. Есть актуальная история, которая задевает.
— Когда ждать изменений?
— В ТЮЗе я месяца три-четыре присматривался. Для прогнозов еще слишком рано. Здесь и труппа больше и ответственность другая. Резких поворотов не будет. Будем советоваться с коллективом. Думать над репертуаром. Корректировать. Мне здесь интересно. Хотелось бы Островского, Чехова, хорошего Довлатова. Недавно посмотрел «На дне» в Новомосковске. И знаете, неплохой спектакль. Он несколько клиповый, но куда сейчас от этого денешься.
— А как же теперь ТЮЗ?
— Не бросаю. Репертуар мы сделали. Все проговорили. В планах расширение аудитории. И показатели по Пушкинской карте никто не отменял. Сейчас делают «Недоросля», премьера состоится в апреле. Потом будем ставить «Казаки» по Толстому. Инсценировку пишет артист Малого театра Сергей Потапов. Еще делаем спектакль по Пушкину. Это оригинальная полубалаганная работа «Сказка о Султан Султаныче» по запискам Пушкина. Далее — совместная работа с ГИТИСом. К 8 июля готовим красивый семейный спектакль про Петра и Февронию. Он будет хорошо смотреться и на других площадках. Это совместная работа с Театром кукол. Они нам делают змея-Горыныча.
— Вы так погружены в работу ТЮЗа, что невольно возникает мысль о возможном совмещении, как сейчас это произошло с Гергиевым. Нет?
— Сейчас эта тема не звучит, но мысли такие, скажу честно, были. Почему они возникали? Потому что в Туле вполне можно выстроить театральную идеологию, создать концепцию духовного развития зрителя. Здесь нам вполне по силам «взять» человека в четыре года и довести до тридцати. Сопровождая его: от Буратино и Чиполино, через Куприна к Шекспиру, Чехову, Островскому. Если получится это создать, то почему нет? Но при полной творческой независимости коллективов.
Здесь проще и финансовое регулирование, можно сделать театральный комбинат, который будет обслуживать сразу все объединение, автобазу. Да и спрос потом – с одного, а не с троих.
— Ваша семья осталась в Москве?
— Да. У меня вторая жена. Она поет в Большом театре и не представляет свою жизнь без сцены. Первая умерла 15 лет назад. Семь лет провели с сыном вдвоем. Зато я теперь изумительно готовлю. Второй раз, как говорил Жванецкий, женился по лени. Нашел ее в собственном театре. Повезло.
— Скучаете?
— Конечно. Немного облегчает разлуку дача в Заокском. Там и встречаемся. Это наше «Бологое», только между Тулой и Москвой.
— В чем Вы видите основное преимущество Тульского театра?
— В его свободе. Есть авторские театры, основанные на курсах мастеров. В Туле другой театр. Он не ограничен в творческом поиске. Можно приглашать режиссеров, художников, композиторов. Получилось – отлично. Нет – до свидания. Думаю, все получится.