Правительство настаивает на изъятии сомнительных богатств у чиновников
Фото: ТАСС
Правительство России раскритиковало резонансную инициативу, предлагавшую отменить практику изъятия сомнительных богатств у чиновников. Разработчики внесенного в Госдуму законопроекта по сути предлагали ввести «презумпцию честности» для яхт, особняков и бриллиантов, купленных чиновниками на неизвестно какие деньги. Однако в правительстве страны дали отрицательный отзыв на проект.
Напомним, уже около десяти лет действует практика: прокуратура вправе обратиться в суд, чтобы забрать в доход государства имущество чиновников, приобретенное на сомнительные средства. Если богатства превышают сумму дохода за три года и, живя только на зарплату, человек купить их не мог, богатств он лишится.
Как сообщил недавно Генпрокурор России Игорь Краснов, за прошлый год у чиновников изъяли 7,5 тысячи объектов имущества.
Забирали супердорогие машины, дворцы, земельные участки и многое другое. Общая сумма изъятого составила свыше 90 миллиардов рублей.
Однако инициаторы законопроекта полагают, что действующая практика нарушает права граждан. В первую очередь: граждан начальников. Хотя некоторые сторонники проекта ссылались и на необходимость защиты предпринимателей, которые якобы тоже страдают, когда кто-то пытается лишить чиновников, так сказать, нетрудовых доходов.
Речь о тех, кто имел неосторожность купить у чиновника особняк. Или на него этот особняк был переписан, чтобы скрыть истинного владельца. Такое тоже бывает. Суды и вправду порой забирают имущество, записанное чиновниками на третьих лиц: родных, близких, просто знакомых.
На самом же деле честному покупателю вряд ли что-то грозит. Но если, например, теща столоначальника купила у него за три копейки новенький «Бентли», то суд, можно не сомневаться, сочтет сделку сомнительной и машину заберет.
Вырученные от изъятия сомнительных богатств средства поступают в Социальный фонд. Для того чтобы у чиновника забрали его златые горы, обвинительного приговора не нужно. Достаточно того, что гражданин начальник не может объяснить, что называется, на пальцах, откуда у него столько денег. Взяток не брал, клянется чиновник, но при этом построил особняк, на который никакой зарплаты не хватит, значит, из дворца придется съехать.
Хотя нередко вопрос об изъятии имущества возникает в ходе расследования уголовных дел. Например, недавно Никулинский районный суд Москвы обратил в доход государства биткоины, принадлежавшие бывшему следователю Марату Тамбиеву. В пересчете сумма накоплений экс-правоохранителя составила более 1,6 миллиарда рублей.
Примечательно, что, как ранее сообщалось, ключи к ним хранились в папочке «пенсия». Обнаружились «социальные накопления» правоохранителя в ходе расследования дела о взятке. Обвинительного приговора еще нет. Тем не менее подсчеты показывают, что накопить столько биткоинов, откладывая три года зарплату, следователь не мог. Потому криптовалюта изъята. И не важно, чем закончится уголовное дело, деньги все равно поступят в казну.
Проект же предлагал резко сузить практику и изымать имущество только у тех, кто уже осужден за коррупционные преступления.
Однако в правительстве не поддержали такую заботу о кошельках не пойманных за руку чиновников. Действующие правила названы в правительственном отзыве особой мерой. Это не наказание, а профилактика коррупции. Человек должен знать, что брать взятки бесполезно: прожить на них он не сможет, так как сомнительные богатства обязательно заберут.
Владислав Куликов, «Российская газета»