В торговых сетях могут появиться два ценника на один товар
Карикатура: Алексей Меринов
В Госдуму внесен законопроект, обязывающий магазины указывать цену товара исключительно за 1 килограмм и за 1 литр. Казалось бы, о чем речь? Частный торговый вопрос… Но заинтересованные парламентарии со своих законодательных небес спустились на грешную землю не зря. Проблема для покупателей есть, и серьезная.
— Недавно увидела в супермаркете черешню по 300 рублей, думала это за килограмм, — рассказывает одна покупательница. — Совсем дешево. Набрала ягод в пакет и пошла на кассу. А мне насчитали — 600 рублей. Цена, оказывается, была за 500 граммов…
Таких неразберих с ценой и весом в сегодняшней торговле воз и маленькая тележка.
— Хороший кусок сыра на полке лежит по цене всего 40 рублей. Дешево! Беру, а уже на кассе выясняется, что эта стоимость не куска этого, а 100 граммов, — говорит другой покупатель. — В магазинах иногда даже овощи обозначаются в 100 граммах, молодая азербайджанская картошка — 8 рублей. На самом деле — 80…
Чтобы не огорчать покупателей ростом цен на продукты, производители или продавцы их стараются не повышать. Но зато по-тихому уменьшают вес (массу) продаваемого по той же цене товара.
Такой маркетинговый прием — вовсе не отечественная придумка. Для подобного недовеса есть даже иностранный термин — шринкфляция, он означает сокращение и уменьшение. Продукт дорожает, но меняется не его цена, а вес или объем упаковки. Что часто не замечает покупатель.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, ссылаясь на научное исследование, говорит, что покупателю комфортнее платить те же деньги за меньший объем, чем за прежний, но дороже. Такова человеческая психология. Которой, добавим от себя, активно пользуются производители и торговля. Они давно позабыли об общепризнанном эталоне меры под названием килограмм. По мнению депутата Госдумы Бориса Чернышева, особенно этим грешат на предприятиях бытовой химии, в свои баллончики они закачивают все меньше и меньше действующего вещества.
Но химичат, причем уже давно, и производители продуктов. Молоко и соки продаются в бутылках по 0,8-0,9 литра, крупы в пакетах по 0,8 килограмма, макароны — 0,4 кг… А стандартная пачка сливочного масла, которая раньше весила строго 250 граммов, за последние 15 лет «похудела» до 180 граммов. После значительного подорожания яиц пару лет назад в стандартные упаковки часто кладут не традиционный десяток, а 8 или 9 штук…
Все бы ничего, только цены за период недолива или недовеса продукта (сахара, сметаны, гречки и еще много чего) остаются практически теми же, что и в первоначальной, привычной нам упаковке. Как сказал бы вождь мирового пролетариата, формально правильно, а по существу издевательство. Оплачивая товар, многие из нас предполагают, что он, как в старые добрые времена, килограммовый или литровый, а на самом-то деле упаковка похудела на 100 или 200 граммов.
Инициатор законопроекта считает, что это мошенничество. А юристы говорят, что обмана нет. Ведь никто не убеждал покупателя, что он платит за килограмм, а на самом деле продали 800 граммов. Раз недосмотрел — вроде бы сам и виноват…
Чтобы положить конец шринкфляции, Дмитрий Янин предлагает в обязательном порядке раскрывать на ценнике информацию не только о цене одной упаковки, но еще и единицы измерения товара: 1 килограмма и 1 литра.
Полная версия: Владимир Чуприн, «Московский комсомолец»