Как тульский мастер делает мини-оружие
Валерий Соснин с моделью автомата Калашникова своего изготовления. Масштаб 1:2. Стреляет, да еще как! / Игорь Елков
Кремлевский ход
Валерий Соснин — мастер-самородок из Тулы. Хотя правильнее: он из СССР. Родом из казачьей станицы в Ингушетии. Оружие, как рассказал корреспонденту «РГ», любил с детства: «У дяди был маленький пистолет, под патрон от «мелкашки». Он мне его обещал подарить».
Этим обещанием подросток Валера буквально заболел, ходил за дядей по пятам, ждал. Не дождался. Дядя умер, не исполнив обещания. Да и скорее всего не собирался дарить оружие подростку. «Вот и пришлось самому себе пистолет делать», — смеется мастер.
Правда, оружием он занялся лишь в «нулевых», когда законы смягчились, разрешив гражданам приобретать охолощенные версии армейского оружия. До этого 30 лет занимался часами: напольными, настенными и каминными. Как и все, за что берется «тульский левша» Соснин, получается здорово. Напольные часы по заказу администрации президента создал для интерьеров БКД Московского Кремля.
А к исполнению детской мечты приступил не с пистолета — замахнулся сразу на стреляющий пулемет. Уменьшенный втрое.
Купил в детском магазине модель «максима», погрузился в специализированную литературу. И через три месяца кропотливого труда… открыл огонь из пулемета патроном собственной конструкции и изготовления. Мощность выстрела — 2,8 джоуля, закон разрешает для гражданского оборота до 3 джоулей.
Напомню: пулемет «максим» создал американец Хайрем Максим, запатентовав в Великобритании. Мы пулемет купили, организовав производство в Туле. При этом улучшили его, внеся 200 изменений: он стал легче (с 244 кг до 66 кг), вдвое дешевле. И вскоре мастеров Тульского оружейного завода пригласили в Англию: наладить производство их же пулемета, но по тульскому образцу.
В этом смысле история повторяется, опять Тула удивляет мир.
Во время визита президента Египта Сиси в Москву министр Шойгу подарил ему соснинский «максим». К слову, на Востоке первые лица обожают дарить и принимать в подарок оружие. У этой традиции многовековая история, поэтому поразить чем-то искушенного в оружии гостя невероятно сложно. В случае с Сиси это нам удалось.
Кольт для Трампа
Каждая миниатюрная копия системы оружия создается от двух до четырех месяцев. Впрок их не делают. Или по зову души, или под конкретного заказчика.
Иногда мастер дарит свои раритеты. «Наше предприятие посещал замминистра обороны Юнус-Бек Евкуров, — рассказывает Валерий Иванович. — Я ему подарил копию пистолета Макарова. А несколько лет назад, к встрече Путина и Трампа в Хельсинки, передал в Кремль композицию «Когда-то мы были союзниками». В футляре из ореха два пистолета: американский «кольт 1911» и наш «ТТ». Оба в калибре 4,5 мм, масштаб 1:2, оба стреляют».
Тульский мастер делает мини-оружие, которое стреляет, как настоящее / Автор: Игорь Елков
Из Кремля мастеру подтвердили факт получения пистолетов. Встреча президентов США и России состоялась, но более подходящим подарком посчитали футбольный мяч чемпионата мира.
Композицию из Москвы вернули в Тулу. Увы, к хозяину она не вернулась, «затерявшись» где-то по пути. Слишком желанные и дорогие игрушки. Цены на стреляющие мини-копии стартуют от 120 тыс. рублей. Почему так дорого? А их на 3D-принтере не напечатаешь, это же месяцы ручного труда.
Легендарный ТТ. Стоит от 120 тыс. руб. Фото: Игорь Елков
Впрочем, и без «поставок» тульского оружия в США хватает заказов. Пистолеты, автоматы и пулеметы Соснина покупают солидные структуры и фирмы ВПК — для подарков ветеранам.
— Что самое любимое? — спрашиваю Валерия Ивановича.
Не задумываясь отвечает: револьвер наган, американский кольт и наш «ТТ». Причем «ТТ» представлен в широком ассортименте: и с перламутровыми накладками, и с глушителем, ну и обычный, про который пел Высоцкий: «Где мой черный пистолет?».
Из раритетов — винтовка Бердана 1:3 в калибре 2,8 мм. В таком же калибре и модель легендарного пулемета Дегтярева 1:2. А вот карабин Симонова и винтовки Мосина пришлось уменьшить до масштаба 1:4, они слишком велики.
Еще среди изделий: винтовка ВСС «Вал», ППШ, «стечкин».
«Но ничего этого просто бы не было без команды единомышленников и сотрудников», — отмечает мастер.
«Макаров» большой и «макаров» вдвое меньше. Патроны — 9 мм и 4,5 мм. Фото: Игорь Елков
В Туле с огоньком
Раз я гость в Туле, то выбор традиционный: пряники, самовар или… Выбираю последнее.
Идем стрелять. Мне Валерий Иванович вручает американскую винтовку М-16, сам он вооружен «калашниковым». И «эмка», и «калаш» отнюдь не мини — полноценные. В обоих он заменил штатные ударно-спусковые механизмы на свои собственные «Тула, Соснин, патент N …». Зачем? А раньше ведь как: стрелок сам себе сбивает линию прицеливания во время переключения режима огня с одиночного на автоматический. Или наоборот. С УСМ Соснина усилием пальца на спусковом крючке можно стрелять одиночными, очередями или с отсечкой по 2-3 выстрела.
«Калаш» с УСМ Соснина уже побывал на СВО, отзывы хорошие. Положительно его оценил и генерал-полковник Юнус-Бек Евкуров. А на М-16 механизм дал неожиданный эффект, винтовка стала устойчивой к песку и грязи.
Но об этих чудесах — в отдельном репортаже. Вернемся к мини-оружию. Валерий Соснин продемонстрировал стрельбу из АКМ и пистолета Стечкина. Завораживающе здорово.
А в руках одного из мастеров из его команды я подсмотрел заготовку: мини-копия «маузера» в версии карабина. Будет в виде стреляющей модели 1:2.
Маузер в масштабе 1:2. Всё как положено: пистолет из стали, кобура — орех. Фото: Игорь Елков
В планах и еще более крутая новинка: миниатюрная версия пистолета-пулемета Соснина. Сейчас даже сведущие в оружии наморщили лоб. Разве есть такой?
9-мм пистолет-пулемет Соснина с магазином над стволом на 50 патронов разработан и запатентован. Но пока это чертежи. Чтобы создавать полноценное оружие в металле, нужен чемодан лицензий. Поэтому сначала решил делать мини-версию, на которую не надо разрешений. Пострелять, испытать, довести до ума, показать. А потом, на его базе — создать полномасштабное боевое оружие.
Да, так еще никто не делал. Но… Он же Левша. Да еще из Тулы.
Игорь Елков, «Российская газета»