Как Василий Стародубцев решал неразрешимые проблемы сельского хозяйства в отдельно взятом колхозе
Василий Александрович Стародубцев (1931-2011)
Василий Александрович Стародубцев был широко известен в конце 1980-х — начале 1990-х годов как народный депутат СССР и особенно как член Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), действовавшего с 18 по 21 августа 1991 года. Гораздо меньше Василий Стародубцев известен как председатель колхоза им. Ленина Новомосковского района Тульской обрасти, которым он руководил в 1964-1997 годах. Сегодня мы рассмотрим, как молодой председатель колхоза столкнулся с типичными проблемами сельского хозяйства середины 1960-х в СССР, которые, несмотря на свою типичность, казались непреодолимым злом.
Культурный шок писателя А. Кузнецова
В начале 1964 года на руководящую работу в деревню длинные очереди не выстраивались. Из-за продовольственного кризиса 1963 года по всей стране стояли длинные очереди за хлебом. Впервые его пришлось закупать за границей. Нечерноземные районы страны переживали один из самых трудных периодов своего послевоенного существования. Внимания к ним со стороны союзных властей было минимальным — Хрущева тогда интересовала целина, остальное было не важно.
Писатель А. Кузнецов, живший в Туле в 1960-е годы, оставил весьма впечатляющее описание тульской деревни того времени, которую он имел удовольствие наблюдать в ходе поездки по колхозам вместе с тульским секретарем обкома партии:
Я много видел в жизни нищеты, но то, что увидел в глубине Тульской области через 50 лет после Октябрьской революции, все же было потрясающе. Деревня: неприкаянно торчат на юру бурые, разваливающиеся избенки. …земля усыпана мусором и залита помоями. Крыша в провалившихся дырах — не чинится. Дверь повисла на одной петле — пока не отвалится вторая. Внутри — не жилье, а какая-то пещера зловонная, ветхое тряпье, голые дети, мутный самогон в бутылке на столе. «Все губит у нас пьянство, вот где бич» — вздыхает секретарь».
Удручающая калькуляция председателя Стародубцева
Городскому писателю можно было бы и не поверить — мало ли что привидится с непривычки интеллигентному чистоплюю, понятно ведь, что город и деревня — не одно и то же. Но вот и сам Василий Стародубцев подтверждает сказанное. Вступив в должность председателя, он провел ревизию, и вот что обнаружил:
«Затраты на покрытие долгов текущего года — 341 тысяча рублей, задолженность по ссудам государству — 571 тысяча, другие долги по расчетам с дебиторами — более полумиллиона…Средняя урожайность зерновых едва достигла десяти центнеров с гектара, свеклы — шестнадцати. На каждую фуражную корову надаивали чуть более тысячи килограммов молока в год».
Но это еще не все. Самую суть проблемы Стародубцев увидел на скотном дворе:
«Не коров я там увидел, а живые скелеты животных, обтянутые кожей. Две из них, вконец отощавшие, висели на веревках».
Программа НЭП в действии
Какой-то другой председатель (а таких было много) терпел бы такое и дальше. Василий Стародубцев был сделан из другого теста. На собрании колхозников он провозгласил в своем хозяйстве программу НЭП — «наведение элементарного порядка». Для начала она включала борьбу с воровством и растаскиванием имущества. Колхозники, доведенные до крайней степени нищеты, тащили домой все, что плохо лежало в колхозных закромах. Иначе проблема выживания обострялась до предела.
К примеру, после работы механизаторы ставили комбайны у своих дворов. Делалось это не случайно — в бункерах оставалось припрятанное зерно, которое они ссыпали у себя дома. Новый председатель запретил эту практику и приказал комбайнерам ставить комбайны в гараж на ночь под охрану.
Стародубцев слева. Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ из архива «Северного края»
Подвиг Геракла или как повысить урожайность зерновых
Одной из главных задач председателя Стародубцева было повышение урожайности зерновых культур. С этой целью он нанял на работу толкового агронома, изучил вместе с ним структуру почвы, раздобыл на старом месте работы грузовик в придачу к тому единственному, что был до этого в колхозе, и начал вывозить навоз со скотного двора на поля.
Кому лучше знать (Конфликт с горкомом №1)
Для нас это покажется странным, но в те времена партийные органы устанавливали сроки сева, как будто бы партия знала все секреты природы на пятилетку вперед. Стародубцев ждал, пока просохнет почва, а горком требовал от него начала полевых работ. По его словам, он также «понимал, что если хоть раз уступишь необоснованным требованиям, потом тобой будут помыкать, кто как вздумается».
Непокорному председателю грозило увольнение и исключение из партийных рядов, но его спас первый секретарь горкома Арбузов, приехавший на место и разобравшийся в сути проблемы.
Хлеб крестьянам! (Конфликт с горкомом №2)
Следующий раунд борьбы Давида с Голиафом состоялся по поводу сдачи в государственные закрома дополнительного зерна. Стародубцев отказывался это делать, потому что обещал колхозникам прибавку ка их доходам в конце года. Каждый должен был получить по полтора килограмма хлеба и по 50 копеек на один отработанный трудодень. И снова от увольнения настырного председателя спас его благодетель Арбузов. Стародубцев всегда умел находить подход к нужным людям, от которых зависело благополучие колхоза и его личная карьера.
Урок на всю жизнь
Когда первая посеянная при Стародубцеве пшеница взошла, стали видны незасеянные участки в полях — результат халтурной работы механизаторов. Председатель и тут не растерялся — тактично предложил засеять проплешины вручную. Отказаться было невозможно и, побегав с туесками по полям, трактористы и комбайнеры никогда больше не пренебрегали своими профессиональными обязанностями.
Результатом усилий Василия Стародубцева стал явный рост урожайность в колхозе. В среднем она составила 14 центнеров с гектара, через год выросла до 21 центнера, а к концу 1980-х годов достигала 45-50 центнеров.
Авгиевы конюшни
Больших трудов стоило Стародубцеву поднять колхозное скотоводство. Он исколесил весь Советский Союз в поисках хорошей технологии содержания скота, но так и не нашел достойного варианта. Итогом его работы в этом направлении стало строительство уникального животноводческого комплекса, на котором впервые в СССР были установлены ЭВМ. Немыслимое дело — на 1100 кров, содержащихся в комплексе, приходилось всего четыре доярки.
Немудрено, что производительность труда сразу выросла в двадцать раз. Удои теперь составляли шесть тысяч килограммов молока в год от коровы, а начиналось все, как вы помните, с тысячи килограммов. За создание и внедрение животноводческого комплекса Стародубцев был удостоен в 1979 году Государственной премии.
Прекрасные итоги
Василий Александрович отличался творческим подходом к делу и умел добиваться цели. Среди его достижений можно назвать создание каскада озер, наличие которых решало проблему водоснабжения и позволило создать в колхозе свою собственную рыбную отрасль. Другая оригинальная задумка председателя — организация швейно-полеводческих цехов, с помощью которых женщины, имевшие до этого работу только летом, зимой могли шить одежду и получать зарплату.
Статья немного затянулась, но все же позволю себе привести цитату из книги М. Артемьева, который пишет:
«У Стародубцева в колхозе строились многоквартирные дома… А продукты колхозники могли купить по льготным ценам, в столовых питание дотировалось, жилье выделялось бесплатно, как бесплатно работали сады и ясли, выделялись путевки в пионерлагеря, санатории и дома отдыха. Существовали скидки по квартплате, доплаты к государственным пенсиям и пособиям. Были построены Дом культуры, спортивный комплекс с бассейном, детсад, также с бассейном».
P.S.
Василий Александрович Стародубцев вошел в новейшую историю как член ГКЧП и изменник Родины (статья 64 Уголовного Кодекса РСФСР). На самом же деле он из тех энтузиастов и толковых руководителей, на которых хот как-то держалось народное хозяйство СССР. За это честь ему и хвала, я лично так думаю.