Туристический центр города оружейников глазами столичной журналистки
В городе пушек, пряников и самоваров
Изображение девушки, поющей в стильный микрофон «Октава», можно найти в самом центре Тулы на Союзной улице, на стене дома, где находится паб «Зебитлз». Автор работы — художница Анна Федосеева. Изображенный микрофон легко идентифицировать — это ламповый МКЛ-4000, стоит 80 тыс. руб.
Фото: Дмитрий Гронский
Было воскресное утро, и мы ехали по Советской улице в сторону Центрального рынка. Как потом оказалось, это не самый нарядный уголок города. С другой стороны, именно такие кварталы в силу своей аутентичности позволяют в большей степени почувствовать дух места, чем «вылизанные» до блеска туристические объекты. «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастная семья несчастна по-своему» — так ведь было у классика, которого в городе Левши тоже считают земляком? Колеся по окрестным улицам, то тут, то там мы видели некогда, вероятно, красивейшие, но ныне пришедшие в полный упадок деревянные постройки: забитые фанерой окна с резными наличниками, перекошенные стены, а порой и вовсе проломленные или сгоревшие. И все это фактически в паре километров от Тульского кремля, отреставрированного два года назад.
Изображение девушки в наушниках можно увидеть на боковом фасаде городского концертного зала по адресу Советская улица, дом 2
Фото: Дмитрий Гронский
Поразила нас эта картина в том числе и потому, что за последние несколько лет Тула как-то незаметно и внезапно стала модным местом. Соцсети полны ярких фотографий города и советов от людей, в нем побывавших, где тут краше гулять и что лучше есть. И чей фотоотчет ни листай, непременно на нем будут кадры со стрит-артом. Проезжая мимо очередного деревянного пепелища, мы поняли, что, вероятно, не с того конца заехали в этот старинный русский город, который недавно отметил свой пятисотлетний юбилей. И для того, чтобы сделать впечатляющее селфи, надо знать места.
Все переплетено
Изображение микрофона на одной из стен «Октавы» является элементом общего оформления кластера. Возьмем на себя смелость предположить, что это МКЛ-5000, ламповый конденсаторный студийный микрофон с широкой мембраной и изменяемой характеристикой направленности. Его стоимость — 134 тыс. руб.
Фото: Дмитрий Гронский
Об истории завода, который располагается буквально в километре от Кремля, и его продукции увлекательным образом рассказывается на проходящей тут же иммерсивной выставке, посетители которой «чувствуют прошлое, настоящее и будущее «Октавы» во всех ее проявлениях», а заодно узнают, что среди «пользователей» ее продукции были Юрий Левитан и Юрий Гагарин, Майя Кристалинская и Владимир Высоцкий, а среди наших современников упоминаются U2 и Iron Maiden, Radiohead и Мэрилин Мэнсон.
Помимо мурала Аске (на фото) и монументальной работы Луки на «Октаве», в 2019 году была сделана еще одна роспись авторства художника Вова Nootk. В рамках проекта арт-квартала «Звуки города» были заявлены около десятка художников, чьи работы должны были появиться в окрестностях. Но так пока и не появились. А работу Nootk и вовсе закрасили, хотя тут к стрит-арту относятся бережнее, чем в Москве
Фото: Дмитрий Гронский
В кластере, открытом в 2018 году, проходят выставки и лекции, есть библиотека и студия звукозаписи. А еще — муралы, которые пестрят на многочисленных фото из сегодняшней Тулы. Например, в Москве, некогда наполненной расписными стенами авторства самых известных уличных художников мира, работы эти просто так, без всяких причин, закрашивают грязно-серой краской, и в Тулу хочется попасть хотя бы только ради того, чтобы сфотографироваться на фоне монументального «Восхождения» Дмитрия Аске. На фасаде соседнего здания — композиция из геометрических фигур от Алексея Луки, которая иллюстрирует связь музыки и изобразительного искусства.
Толстой как символ
В то воскресенье погода была дрянь, все мысли во время прогулок вертелись вокруг того, как бы побыстрее уже добраться до автомобиля. Включить подогрев сиденья, выкрутить регулировку климат-контроля на максимум — и вперед. Теперь на «Ликерку». Так называется торгово-развлекательный комплекс, открытый на месте бывшей ликеро-водочной фабрики, точнее, казенных винных складов, построенных по типовому проекту в 1903 году. Они появились в начале прошлого века в разных российских городах после решения ввести государственную винную монополию, целью которой было не только улучшение качества крепкого алкоголя и повышение доходов казны, но и прививание населению культуры распития «хлебного вина». По новому законодательству продажа крепкого алкоголя в казенных лавках велась навынос, а на месте разного рода прежних питейных заведений должны были бы появиться другие общественные пространства вроде чайных, столовых и читален.
Толстой на «Ликерке»
Фото: Дмитрий Гронский
В советское время помещения винных складов продолжали использовать по прямому назначению — спиртовая отрасль формировала более трети тульского бюджета. Но в середине 1990-х что-то пошло не так, и предприятие обанкротилось. Круг замкнулся только в 2012 году — на территории бывшего ликеро-водочного завода открылись «чайные, столовые и читальни». На «Ликерке» работает отличный магазин комиксов, открыт первый в Туле кофейный бар, дают спектакли в театре «Эрмитаж», сдают в аренду мастерские художникам. И все это под зорким взглядом уличного портрета Льва Николаевича авторства местных райтеров — Андрея Шепота и Олега Мозга. Толстой для Тулы будто счастливый талисман — его портреты повсюду: на ресторанах, отелях, даже на фасаде Тульского машиностроительного завода тоже есть портрет писателя.
Из искры возгорится
Третья точка в нашем тульском арт-трипе — «Искра», так называемое новое городское пространство, открытое в 2018 году. Прежде на этом месте, буквально в шаговой доступности от Кремля, располагалась воинская часть. Теперь же здесь максимально мирная жизнь: арт-студия, ремесленная пекарня, гаражные распродажи — и россыпь арт-объектов. Среди них — «Лица»: 25 оригинальных барельефов на кирпичной стене с нанесенной поверх каллиграфией. Но куда привлекательнее «Искра» тем, что некоторые работы уличных художников тут надо еще поискать: в этом и кайф — увидеть художественное изображение, которое вроде у всех на виду, но мало кто его замечает. Как, например, «космического захватчика», наиболее узнаваемого символа популярной видеоигры, выложенного мозаикой недалеко от входа в один из ресторанов. Просто ты стоишь на ступеньках и краем глаза замечешь его, такого клетчатого, в оттенках сиреневого, персонажа новой, модной Тулы.
Мозаичный портрет можно найти одном из домов на Союзной улице недалеко от «Искры»
Фото: Дмитрий Гронский
Но чувствуется в этом «модном» что-то искусственное. Возможно, потому, что ты находишься в кластере, пространстве, комплексе — внутри какой-то замкнутой системы, за границами которой порой хоть трава не расти, хоть дома выжигай. Распространится ли когда-нибудь этот «арт» на все остальные «стрит» этого города, других населенных пунктов, областей и страны в целом? Чтобы везде было бы красиво, вкусно, творчески, а не только в отдельно взятых точках на карте.
Росписи стены по адресу Центральный переулок, дом 1 (фрагмент на фото) отсылает к открытому на Октаве Музею станка, который посвящен становлению промышленности в России
Фото: Дмитрий Гронский
Полная версия: Анна Килимник, «Коммерсантъ»