<Грабь награбленное!> — это лозунг, который на своих знаменах подняли впервые именно в период социалистической революции 1917 года. И разграбили. И сегодня коммунистические лидеры играют на настроениях и призывают раскулачить олигархов. История с арестом первого олигарха-мученика разделила Россию почти пополам: одни рады, другие боятся. Удивительно, но мало кто знает, что одно из крупнейших тульских предприятий могло повторить судьбу <Юкоса>.
Тульская приватизация привлекла внимание Счетной палаты, аудиторы Степашина провели на предприятиях аудиторскую проверку. Её итоги стали известны в октябре минувшего года. В отношении <Тулачермета> и <Ванадия> претензий не было, а вот документы по приватизации <Полемы> и <Тулита> направили в генеральную прокуратуру. Как выяснилось, почти 10 лет руководство этих заводов арендовало производственные площади для производства, а государство за это ничего не получало. Приватизация <Тулита> — вообще прецедент. Согласно представленной документации, имущество предприятия при акционировании ничего не стоило. Его балансовая стоимость была приравнена к нулю. В ходе такой приватизации государство потеряло более 1,5 млн долларов. В конце прошлого года все материалы по приватизации <Тулачермета> были направлены в Генеральную прокуратуру для возвращения потерянного имущества в федеральную собственность, начались проверки. Генпрокуратура прислала письмо, где объясняет, что уголовное дело по данному факту не может быть возбуждено, так как прошло слишком много времени. А расследовать обстоятельства она обязалась.
С Косогорским металлургическим заводом — история отдельная. Во время проверки завода покончил жизнь самоубийством крупнейший акционер КМЗ Алексей Шталь. Аудиторы говорят, что он просто испугался. В результате инвестиционного конкурса, объявленного на заводе в 1996 году, 20 % акций оказались в руках <АМЭС-холдинга>. Обстоятельства победы на конкурсе фирмы неизвестны. <АМЭС> заплатил за акции не живыми деньгами, а коксующимся углем, что противоречит условиям конкурса. Кроме того, сама инвестиционная программа была растянута на три года. Аудиторы отмечают, что о противозаконных действиях в <АМЭС-холдинге> прекрасно знали. Поэтому холдинг и препятствовал проведению проверки на заводе весной этого года.
Ещё один лакомый кусок — <Щекиноазот>, объем ежегодных продаж предприятия оценивается в 100 млн у. е. После приватизации и здесь разгорелась акционерная война. В результате — арест крупного пакета акций завода — около 30 % акций, акции заморожены до сих пор.
По всем фактам незаконной приватизации в Тульской области Счетная палата направила в генеральную прокуратуру своё сводное заключение. Но дело было отправлено в прокуратуру областную. Областная переслала все материалы в районную, а районная вынесла решение о прекращении расследования, объясняя, что слишком много времени уже прошло. Кроме того, следственные органы заявили, что больше не намерены вмешиваться в дела собственников. Хотя государство потеряло на приватизации тульских предприятий около 2 млн рублей.
Евгения Степанова
Источник: http://www.plus12.ru/lenta/06-11-2003/privatizaciya/