Эта история началась для меня в июне 2022 года, когда, согласно ранее разработанному плану посетить места боев 1944 года под Могилёвом, я наконец собрался в братскую Белоруссию
Забегая вперед, скажу, что всё сложилось так, как я и не мог себе представить. С момента установления первых письменных контактов с поисковиками клуба «Виккру» из Могилёва до последнего дня пребывания в Белоруссии будто невидимая сила сопровождала меня по полям боевой славы.
То, что испытывает человек, чьи предки геройски сражались на той земле, где он стоит и видит страшные артефакты войны, густо разбросанные по земле уже 80 лет спустя, нельзя передать словами. Всё это еще предстоит переосмыслить и, возможно, подробнее изложить отдельной статьёй.
Теперь перейду непосредственно к конкретному эпизоду этой поездки, который вылился в настоящую историю, заставляющую в очередной раз восхититься подвигом нашего народа в тяжелые годы войны.
Коллега из клуба «Виккру» Александр Клёмин, который сопровождал меня в течение двух дней вместе с сотрудником музея истории Могилёва Петром Хованским, сообщил, что весной 2022 года в ходе поисковых работ на рубежах обороны Могилёва, проходившей в июле 1941 года, были обнаружены останки нескольких бойцов РККА.
В двух металлических капсулах были обнаружены найдены солдатские медальоны. Оба медальона принадлежали уроженцам Тульской области. К сожалению, полностью восстановить удалось только содержимое одного из них.
Медальон принадлежал Фёдору Алексеевичу Солныкову 1905 г.р., уроженцу д. Кузнецово Дедиловского района Тульской области, пропавшему без вести в 1941 году. По восстановленным данным медальона, Фёдор Солныков был призван 22 июня 1941 года Привокзальным РВК г. Тулы и направлен для прохождения службы в 51-й отдельный местный батальон. Его останки были обнаружены на позициях 110-й стрелковой дивизии, которая формировалась в г. Туле и в конце июня 1941 г. была направлена в г. Могилев с целью усиления его обороны.
Рубеж обороны 110-й дивизии я посетил с моими коллегами, где в очередной раз был поражен тем трепетным отношением белорусов к нашей общей истории и тем героизмом и самопожертвованием воинов и местного населения, которое нещадно истреблялось фашистскими оккупантами в период с 1941 по 1944 годы.
Приведу только один эпизод, рассказанный Петром Хованским на месте последнего боя батальона милиции Владимирова, который совместно с бойцами 110-й стрелковой дивизии оборонял рубежи у села Гаи. Петром Хованским в ходе опроса свидетелей этих событий в июле 1941 года был найден поляк, проживавший в то время в католической части села, который рассказал следующую историю.
Битва была жестокой. Немцам удалось сломить сопротивление и продвинуться ближе к центру города. Будучи пацаном, поляк из села Гаи лазил по ещё не остывшим от боя окопам. Кругом было много того, что интересно любому мальчугану в юном возрасте. Вдали показалась рота немецкой пехоты, которая неспешно следовала по уже отвоёванным рубежам.
Внезапно с фланга ожил пулемет. Один за другим немцы валились на землю, не понимая, что происходит. Поднимаясь в атаку, они несли очередные потери. Замолчать наш пулемет заставил только танк, который пришлось вызвать на подмогу. Он живьём закатал неизвестного героя в землю. Пацан внимательно наблюдал за тем, как немецкий офицер жестко отчитывал остатки своего подразделения после этого происшествия.
Позже поле «украсили» 84 березовых креста с касками как опровержение русской пословицы, что «один в поле не воин».
В результате проведенной поисковой работы клубу «Виккру» удалось разыскать внучатого племянника Федора Солныкова Игоря Солныкова, который проживает сейчас в Туле. От Игоря Владимировича удалось получить небольшую, но очень значимую информацию о его дяде.
Федор, по воспоминаниям отца Игоря, был призван 22 июня в армию (а скорее всего, ушел на фронт добровольцем). Он страдал врожденной «куриной слепотой» и не был годен к строевой службе. По информации из медальона, он был зачислен в 51-й отдельный местный батальон, задачей которого было, как правило, несение караульной службы на важных объектах и вспомогательные функции при обороне города.
Об этом мне поведал автор книги о Тульском рабочем полке и большой знаток и патриот г. Тулы Александр Лепёхин. Судя по тому, что 110-я стрелковая дивизия отправлялась в Могилев 23 июня, Федор Солныков попал в группу по доукомплектованию состава дивизии.
Человек просто рвался в бой, и другого объяснения у меня лично пока не возникло. Чудом Игорь Солныков разыскал маленькое фото Федора, которое любезно предоставил нам. После обработки в фотошопе мной получен такой результат.
Солныков Федор Алексеевич
Сейчас ведется работа по переносу останков Фёдора Солныкова из Могилёва в Тулу для их торжественного перезахоронения на воинском мемориале. К большому сожалению, на торжественном мероприятии не будет прямых потомков Федора.
В 1991 году, не оставив наследников, умерла его единственная дочь Мария Федоровна, крёстная Игоря Солныкова.
Нужно отметить, что к работе подключены администрация Тульской области и Исполнительный комитет Могилёва, которые занимаются в настоящий момент документальными процедурами.
Отдельную благодарность хочется выразить моему коллеге Константину Ферапонтову, который, услышав о данном событии, активно подключился к работе и добавил динамику «бюрократическим процедурам».
В заключение еще раз выражаю огромную благодарность всем неравнодушным людям и властным структурам Тульского региона и города-побратима Могилёва, поисковикам клуба «Виккру», 52-му отдельному поисковому батальону Белоруссии, которые включились в эту нужную и благородную работу.
Тула ждет тебя домой, герой Фёдор Алексеевич Солныков!
Владимир Тишкин, поисковый отряд «Цитадель», г. Тула
Зачем? Перезахоронили бы на месте. Там, где погиб.