Войти   Регистрация

Кому владеть оборонкой?

Что лучше: национализация или приватизация

Президент страны допускает деприватизацию предприятий ВПК, а правительство отказывается от влияния на работу ТОЗа и «Точмаша». В каком направлении должна двигаться промышленность.

У кого забрать, кому перепродать?

Председатель ФНПР Михаил Шмаков напомнил о предложении «в некоторых необходимых» случаях использовать механизм национализации для социально значимых стратегических предприятий, если возникнет основание полагать, что они не смогут исполнять общественно важные функции, в том числе, сохранение занятости. У правительства и союза работодателей эта инициатива не нашла поддержки, поэтому в трёхстороннее соглашение записали компромиссное положение. Сложно сказать, какой «компромисс» между властью, трудом и капиталом имел в виду главный профбосс страны, но в тексте документа слово «национализация» не фигурирует.

К чему отказ от спецправа?

А буквально через три дня становится известно о прекращении действия специального права («золотой акции») на участие РФ в управлении 11-ю стратегическими акционерными обществами, среди которых «Тулаточмаш» и «Императорский тульский оружейный завод».

Специальное право используется с момента отчуждения из госсобственности 75% акций акционерного общества. Обычно интересы государства на собраниях акционеров АО представляет уполномоченный чиновник профильного министерства. Он может требовать созыва внеочередного собрания, вносить предложения в повестку дня и пользоваться правом вето при принятии решений.
В отношении двух тульских предприятий государство такие полномочия с себя добровольно сняло. В администрациях обоих предприятий от комментариев категорически отказались.

«Думаю, логика такого решения в либеральном мышлении правящей элиты, — полагает Владимир Тимаков, депутат Тульской городской думы. — Они считают, что частный бизнес всегда лучше, чем какое-то государственное планирование, и на этом строится вся экономическая стратегия последних 30-ти лет. Когда-то у нас доминировала государственная собственность, теперь другая крайность.

Тем более, бывают ситуации, и я их знаю, когда на оборонных предприятиях остро ущемляются права рабочих, сокращаются расценки за сдельный труд. Доходы владельцев увеличиваются, а зарплаты рабочих урезаются. Начни они возмущаться, их тут же назовут изменниками Родины. Но, извините, нужно выяснить, на кого работаем- на страну или на хозяев? А в основе доходов оборонного предприятия лежит не частный рынок, а государственный заказ».

В России существует законодательство о приватизации, а вот национализация нормативно не отрегулирована. Её механизмы тоже должны быть предусмотрены в законе. Во время кризиса государство регулярно помогает системообразующим отраслям и предприятиям. В идеале национализация должна выглядеть не как беспроцентная или безвозвратная, а быть полученной в обмен на пакет акций для государства. Это было бы справедливо, а то получается, что мы вроде бы поддерживаем экономику, но ещё и частные интересы каких-то не слишком бедных лиц.

Мнение

Валентин Митин, в прошлом — генеральный директор завода «Штамп», первый заместитель губернатора Тульской области:

«Тульская промышленность пошла от Никиты Демидова- это был частный предприниматель, чья деятельность шла на пользу всей России. Так и сейчас, один большой акционер сосредоточил в своих руках «Туламашзавод», «Тулаточмаш» и ТОЗ. Мне довелось с ним недавно разговаривать, и я ему сказал: «Ты будешь следующим Никитой Демидовым, который пользу принёс тем, что он прославил…» И частные заводы, думаю, сохранят государственный заказ со стороны «Ростех» или министерства обороны.

Должно пройти время, чтобы было понятно, будет от этого прок или нужно менять ситуацию. Вкладывать теперь будет собственник. Главное- снижение трудоёмкости, повышение производительности. Многие институты в кооперации с заводами занимались технологией, совершенствуя производство как военной продукции, так и гражданской. Если эта канва сохранится- всё будет нормально. «Туламашзавод» сегодня выпускает уже 30% гражданской продукции, к 2025-му году её объём должен дойти до 40%. Думаю, это правильный курс, поскольку нам сегодня нужно выполнить задачу импортозамещения. Если акционеры нишу предприятий в этом процессе определят, это будет очень здорово не только для Тульской области, но и для всей России».

Алексей Мурат, «АиФ — Тула»

10845330cookie-checkКому владеть оборонкой?
 

Комментарии

  1. АватарДаль

    «Свежо придание да верится с трудом». Правда в Туле говорят немного другие слова но сути это мало меняет.

  2. Аватарциник

    «Вкладывать будет собственник». Деньги в свои карманы. А весь геммор на государство повесят под предлогом важности обеспечения национальной безопасности и прочая.

  3. АватарVictor T

    Демидову никто не дарил государственные заводы, он основал свои. К тому же, если правильно помню, он конкурировал с государственными заводами…

    А сейчас имеем фактически монополии. Причем ставшие частными оборонные предприятия, особенно ТОЗ и Тулаточмаш, по большей части не выпускают конечную продукцию для рынка, а в основном поставляют для государственного предприятия КБП.

    Такая схема крайне коррупциогенна. Все сливки могут оседать в частных предприятиях, а на государственное КБП будут вешать расходы по максимуму…

  4. Аватара

    Демидов в России жил. Посмотрите, где теперь деньги, дети и семьи многих современных «больших акционеров».

Добавить комментарий