Залежи бурого железняка, пересечение торговых путей и близость к Москве
Царь Пётр I 15 (26) февраля 1712 года велел заложить в Туле казённый оружейный завод. Со временем тульские мастера получили международное признание, а город стали считать «оружейной столицей» России
Фото с сайта завода itoz.ru
Тула столетиями была одним из оборонительных городов южного пограничья. Становлению оружейного дела способствовало сочетание сразу нескольких факторов — залежи бурого железняка, пересечение торговых путей и близость к Москве. Производить оружие здесь начали ещё в правление царя Фёдора Иоанновича в самом конце XVI века. Тогда в город из села Дедилово переселили 30 семей кузнецов, которые уже умели делать огнестрельное оружие — самопалы. В 1632 году купец из Голландии Андреас Винниус основал недалеко от Тулы железоделательный завод для изготовления ядер и пушек. А в 1652-м у деревни Ченцово голландцы Акема и Марселиус построили завод для изготовления разного оружия.
К началу XVIII века в Туле было уже более тысячи оружейников, но производство оставалось полукустарным. Государственную оружейную мануфактуру попытались организовать в 1706 году. На берегу Упы построили деревянный оружейный двор с кузницами и работными избами, где выполнялась заварка стволов и отделочные работы, но через несколько лет он сгорел.
В феврале 1712 года царь Пётр именным указом велел князю Григорию Ивановичу Волконскому, отвечавшему за оружейное дело, «для лутчаго в том оружейном деле способу при той Оружейной слободе, изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы можно ружье, фузеи, пистолеты сверлить и обтирать, а палаши и ножи точить водою». Одновременно было приказано строить каменный оружейный двор. Работы возглавил мастер Марк Васильевич Сидоров, он же Красильников. Производство разместили на острове, образованном старым руслом Упы и частично естественным, частично искусственным новым. Фактически это были два завода — Верхний и Нижний. Помимо туляков, в строительстве участвовали пленные шведы. Небольшая их группа даже осталась работать на заводе.
Оба завода были пущены 10 января 1714 года. Огнестрельное оружие делали из сварочного булата, а из хорошо режущегося литого булата изготавливали клинки. Предприятие оснастили водяными машинами, «вертельными» станками для сверления стволов, точилами, молотами, станками для «оттирания» — наружной и внутренней отделки стволов. При производстве механизмов начали использовать поверочные калибры.
Одним из первых ярких изобретателей, связанных с Тульским оружейным заводом, стал механик, солдат Ораниенбургского батальона Яков Батищев. В январе 1715 года он пустил в ход шустовальные станки для обтирки стволов. Если при ручной обтирке за день удавалось обработать всего два ствола, то при машинной — уже 16. Именно Батищеву Московская оружейная канцелярия поручила завершить все строительные работы.
В 1875 году завод получил статус императорского. В 1912 году в связи с 200-летием предприятие стало называться «Тульским императора Петра Великого оружейным заводом». Затем оно поменяло множество названий, а с 20 января 2021 года его официальное название снова — «Императорский Тульский оружейный завод».
Дмитрий Гончарук, «Парламентская газета»
А потом запретили рубить тульский лес, и пришлось металлургию на Урал двигать.
Ни черта без иностранцев делать не умеем, хотя нет, воруем сами…..
Хотелось бы не согласиться, но: были люди в наше время, не то что нынешнее племя…
При Федоре Иоанновиче 30 кузнецов не были переселены из Дедилова в Тулу. Это были 30 кузнецов, жившие в Туле на посадской стороне (нынешний Центральный и Привокзальный р-ны) и переселенные из посада в Заречье.
А производить оружие, соответственно, начали еще раньше.
Вот тебе и Парламентская газета…Из какого-какого батальона был солдат…Ораниенбургского?это где ж такой город или село.?..Ораниенбаум это…