Почему мусорная реформа оказалась на свалке
Переработка не предусмотрена…
© РИА Новости / Павел Лисицын
В прошлом году в стране стартовала так называемая мусорная реформа. Власти осознали: невозможно уже свозить горы отбросов на полигоны, отравляя экологию. Сортировка и переработка отходов в полезное сырье — приоритет современной экономики. Но пока ситуация прежняя: почти все выбрасывают. РИА Новости попыталось разобраться, почему нет позитивных изменений и куда делись выделенные на масштабную государственную программу средства.
Не так, как у людей
Уровень переработки отходов в среднем по Европе — порядка 50%. Лидирует Австрия. По данным Европейского агентства по защите окружающей среды (ЕЕА), там этот показатель — 63%. Чуть меньше в Германии и на Тайване (60% ). В первой десятке — Египет, Сингапур, Южная Корея, Италия, Великобритания, Франция.
В топ-10 входит даже Бразилия с ее легендарными фавелами — страна перерабатывает больше всех алюминия в мире. Последние лет десять бразильцы впереди и по конверсии упаковочного материала — 98%.
Переработка мусора не только экологически, но и экономически обоснована: приносит в бюджет миллиарды. Однако в России с этим дело плохо: на свалки ежегодно отправляют миллионы тонн отходов, пригодных для повторного использования. В результате до 90% вторсырья безвозвратно теряется. Ресурсы буквально зарывают в землю, но и свалки не резиновые — по мере наполнения их приходится закрывать и искать место для новых.
Но начинать с чего-то надо, и в январе 2019-го запустили реформу. Ее цели — ликвидировать незаконные свалки, перейти на раздельный сбор мусора, и наконец — сортировать и перерабатывать отходы. Как предполагает нацпроект «Экология», уже к 2040-му на вторсырье пойдет 36% бытового мусора.
Спустя полтора года Счетная палата констатировала: пока почти ничего не поменялось. Как показал аудит, в России перерабатывается не более семи процентов отходов, а остальное по-прежнему отправляют на полигоны и свалки, «которые зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства и отравляют воздух, воду, почву».
«Близкой к критической» в Счетной палате назвали и ситуацию с официальными полигонами. «При существующих темпах роста объемов твердых коммунальных отходов (ТКО) в 32 регионах их мощности будут исчерпаны до 2024 года, а в 17 из них — до 2022-го», — говорится в отчете министерства.
В рамках мусорной реформы утилизацию ТКО возложили на регионального оператора (РО), а «производителям» — в первую очередь это жилые дома и торговые точки — предложили распределять мусор по контейнерам и обязали оплачивать его вывоз по новым тарифам, чтобы окупать работу операторов.
Несмотря на явно слабый прогресс, сами региональные операторы считают достижением уже то, что теперь мусор не выбрасывают на нелегальные полигоны.
«Раньше были «серые возчики», которым заказывали контейнер и вываливали его в поле. Сейчас этого нет», — подчеркивает Глеб Илюшин, представитель филиала регионального оператора «МСК-НТ» в Тульской области.
Хотя, по данным Счетной палаты, и это далеко не так. За прошлый год только региональные ведомства выявили больше 27 тысяч несанкционированных свалок общей площадью 127,5 квадратного километра. Из них ликвидировали около 16 квадратных километров.
Представители отрасли указывают и на то, что на полигонах фактически необходимо организовать эко-технопарки. То есть сам полигон должен действовать как технологический хаб.
«Нужен сортировочный объект, где тут же все перерабатывают. То, что нельзя переработать, — захоранивают, а лучше — компостируют», — объясняет Илюшин.
Что-то похожее попытались реализовать в Дубенском районе Тульской области. В сентябре там открылся современный комплекс по обработке ТКО с годовой мощностью 440 тысяч тонн в год.
На предприятии используют как ручную, так и автоматизированную сортировку. Это позволяет переработать до 70% вторсырья, извлекаемого из общего потока ТКО. Впрочем, в самом комплексе переработка не предусмотрена…
Полная версия: Наталья Дембинская, РИА Новости
Получается — очередная ПУСТАЯ «РЕФОРМА» от жуликов и воров.
Если посмотреть на реальные цели мусорной реформы — увеличить тарифы, чтобы «срубить бабла» по быстрому, то все становится на свои места. Никто и не собирается решать мусорную проблему. Просто увеличили поток бабла без улучшения качества. Молодцы, че ж ..,
Чайник весь в папу!