«Единая Россия» решила, что теперь граждане смогут голосовать в парках и на площадях
На разрушение избирательной системы России депутатам дали 36 минут
Депутат Дмитрий Вяткин (конечно же, «Единая Россия») спешит на помощь Единому дню голосования. Фото: duma.gov.ru
Кому война, а кому мать родна. Так сейчас говорят о мошенниках, завышающих цены на средства защиты и прочие дефицитные в чрезвычайных условиях товары. Но эта поговорка прекрасно описывает и суть истории, которую мы хотим рассказать: истории о том, как под прикрытием коронавируса за один день наши власти перекроили российское избирательное законодательство. Под себя перекроили.
Речь пойдет о законе, 13 мая 2020 года принятом Госдумой сразу во втором, решающем, и третьем, окончательном, чтении — том самом, что прозван «законом о голосовании по почте». Ах, если бы там было только про письмецо в конверте и почтальонов «с сумкой на ремне»!
Трехстраничная инициатива, внесенная в марте в парламент от имени депутатов из «ЕР» и «СР», позволяла разрешить кандидатам на выборах разных уровней до 50% необходимых для регистрации подписей собирать через официальный портал госуслуг. Это мало что меняло, но и ничего не ухудшало. В середине апреля законопроект приняли в первом чтении.
А потом случилось страшное.
Госдума с 17 апреля по 12 мая не заседала. Второе чтение законопроекта про подписи было запланировано на 13 мая. В 10.00 того же дня началось заседание профильного Комитета по контролю и регламенту.
Журналистов в Думу пока не пускают из-за противоэпидемических ограничений — посмотреть, что происходит на заседаниях комитетов, можно лишь в том случае, если их транслируют в Интернете, что бывает не всегда. Это заседание не транслировалось.
Распухший до 21 страницы текст законопроекта разместили в электронной базе нижней палаты парламента лишь в 11.24, за полчаса до начала пленарного заседания. Содержание внесенных в него поправок, подписанных депутатами-единороссами, но написанных, по словам источников, в Администрации Президента, было бомбическим. Из-за того что времени на изучение и совещания с экспертами практически не было, бомба разорвалась тихо, и в полной мере «красоту» картины оценили еще не все.
Возможность собирать половину подписей через госуслуги Кремль оставил лишь на региональных выборах — если субъект РФ захочет. Зато и без того жесткие требования к проверке подписей в поддержку кандидатов еще раз ужесточили, лишний раз подтвердив, что гаечный ключ в руках наших властей работает только на закручивание. Сейчас, чтобы вам отказали в регистрации, достаточно 10% подписей, собранных в запрещенных местах или недействительных, — а будет достаточно 5%. Пламенный привет всяким там гражданкам соболь, гражданам яшиным и прочим смутьянам!
Но это мелочи. Львиная доля поправок предусматривает немыслимое прежде резкое расширение способов голосования.
Во-первых, дистанционное электронное голосование объявляется возможным на выборах всех уровней. Каких и когда? Решит Центризбирком. В качестве эксперимента в прошлом году проголосовать со своего компьютера можно было на выборах Мосгордумы. Несмотря на сомнения экспертов и критику оппозиции, эксперимент признан удачным, и его для столицы продляют еще на два года. Теперь же этот вид голосования спешно легализован и в базовом избирательном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», то есть гипотетически может применяться где угодно.
Во-вторых, голосование по почте, и сейчас допустимое на региональных и муниципальных выборах, но неприменяемое, становится возможным на любых выборах. Опять же если ЦИК (читай — Кремль) так решит. Как будет происходить голосование по почте? Как его можно проконтролировать? Как будет обеспечиваться тайна голосования? В принятом законе ответа нет.
Кроме того, «в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума», а также «создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав» существенно расширяются возможности досрочного голосования — и его сроки…
А вот эта новация? Прелесть что такое! Надомное голосование, которое сейчас позволено лишь больным и инвалидам и которое многократно критиковалось из-за невозможности организовать полноценное наблюдение, разрешат и тем, кто ухаживает за больными, и тем, кто не может прибыть на избирательный участок по «иным уважительным причинам». Какие такие «иные» причины? Неизвестно.
Но теперь держитесь: опять же в целях защиты здоровья граждан и ради их удобства голосование может проводиться и ВНЕ избирательных участков. А именно: «на придомовых территориях», то есть во дворах, «на территориях общего пользования», то есть, видимо, на площадях и в парках, и в каких-то еще непонятных «иных местах». Как это будет выглядеть — тоже придумает ЦИК.
Представьте себе, что на территории округа организуют кроме голосования на участках еще и массовое досрочное, и множество пунктов для голосования во дворах и «иных местах»… Более-менее плотное наблюдение за ходом голосования в таких условиях не сможет организовать ни одна, даже самая крупная партия.
В зале пленарных заседаний депутаты из ЛДПР, КПРФ и «СР» как-то даже возмутились. «Законотворческим мошенничеством» назвал происходящее Сергей Иванов (ЛДПР) и предложил сначала спросить Центризбирком, «как будет выглядеть голосование по почте, чтобы мы потом не видели выброшенные конверты с бюллетенями или непонятно откуда появившиеся бюллетени».
Обычно, когда принимались избирательные законы, представители ЦИК всегда приходили на профильные комитеты и пленарные заседания и отвечали на вопросы депутатов, объясняли детали. Но, по словам участников заседания Комитета по контролю и регламенту 13 мая, никого из ЦИК не было — «по крайней мере, нам его не представили».
Справороссы и коммунисты предложили хотя бы в третьем чтении сразу закон не принимать, отложить до следующего заседания — чтобы все «осмыслить». Но один из авторов поправок Дмитрий Вяткин («ЕР») объяснил, почему медлить нельзя: если протянуть до начала июня, «мы можем столкнуться с тем, что в сентябре у нас граждане вообще не смогут прийти на участки, потому что будут вынуждены соблюдать нормы социального дистанцирования»…
Ссылка на коронавирус в качестве причины для грубой перекройки правил игры на выборах без предварительного обсуждения новаций хотя бы с думской оппозицией не выдерживает критики. Закон позволяет в условиях эпидемии переносить выборы разных уровней на более поздние сроки — с продлением полномочий действующих депутатов и губернаторов, препятствий нет.
Но, похоже, в Кремле решили провести намеченные на 13 сентября 2020 года региональные выборы и довыборы депутатов Госдумы во что бы то ни стало. Ведь новые способы голосования можно варьировать и сочетать в зависимости от условий в каждом отдельном регионе. А недовольные процедурой регистрации и результатами выборов даже не смогут выразить свое недовольство, выйдя на улицу! Массовые мероприятия, как уже заявили власти, разрешат в последнюю очередь, когда угроза заражения минимизируется. Так что сидите дома, бухтите в Интернете, молчите себе там… в маску.
Политика — грязное дело, говорят. Но даже в политике есть понятие «грязной игры».
Марина Озерова, «Московский комсомолец»
Жулики — они и есть ЖУЛИКИ.
Просто фарс.
Ну и зачем тогда вообще нужны депутаты? А их вместе с аппаратами и помощниками целая армия на нашей шее. Вот где деньги, а пенсии у них? Это просто возмутительно. Нет больше возможности содержать этих бесполезных паразитов. Скоро на унитазе сидя за них голосовать можно будет. Не нужны они совсем! События последних месяцев это ярко иллюстрируют.