Арсеньевский район. Это реально настоящие «фавеллы», но только не в Бразилии или Индии, а в самом сердце нашей страны
Жизнь на заброшенной железнодорожной станции в 250 км от Москвы. Как такое вообще возможно в современной России?
В последнее время меня трудно удивить разными странными и порой весьма вопиющими картинками из реальной жизни глубинки в России.
Но нет — нет, да и попадаются на моем пути особо колоритные случаи про которые не могу удержаться и не написать.
Дело было одним погожим осенним днем, когда я завершал свое исследование незаслуженно забытого заброшенного широтного хода Смоленск-Раненбург некогда заповедной Рязано — Уральской железной дороги. Про это я писал в нескольких своих предыдущих репортажах:
Станция есть, а железной дороги нет или РЖД живет в другой реальности?
Забытый вокзал как призрак исчезнувшей дороги
Сейчас же этот участок номинально относится к Московской и Юго-Восточной железной дороге, и официально законсервированным является только участок от Белёва до Арсеньева и от Теплое до Куликово поле.
Миновав станцию Белев, на которой еще есть какое-никакое редкое грузовое движение и Веженка, которая законсервирована много лет и жизнь там полна тоски и уныния, я попал на не менее странную станцию Манаенки.
История появления станция весьма комична, неоднозначна и полностью отражает суть нашей страны даже в конце XIX века. Жители села Манаенки собрали немалую денежную взятку для того, чтобы железная дорога прошла через село.
В селе построили здание вокзала, но из-за сложностей в рельефе, ветка железной дороги прошла в 7 км севернее села. Когда станцию открыли в 1899 году, то в качестве компенсации за возникший казус при строительстве, назвали её также как и деревню — Манаенки.
Но это история вековой давности. А вот реальность…
Когда дорога пришла в упадок, начали закрываться станции, но окончательно движение на этом участке прекратилось в первой половине 2000-х годов.
Вокзал, как и ветку законсервировали, а в самом здании вокзала поселились бывшие работники этой железной дороги.
Теперь представьте, что на дворе идет 2005,2008, 2010 год….
Станция находится вдали от населенных пунктов и чем-то похоже на хутор — одиноко стоящий вокзал между районным центров Белев и Арсеньево. И здесь после консервации ветки поселилось несколько семей.
К станции идет грунтовка через какие — то куски труб, кусты и камни.
И вот в конце второго десятилетия XXI века только подписанные почтовые ящики напоминают о том, что в этом здании жили люди.
Кошмар какой, но в XXI веке такое было возможно в стране, которая претендует на роль мирового лидера.
Вокруг двухэтажного здания вокзала видны бывшие заросшие делянки приусадебного участка. Какие — то полуразвалившиеся сараи, бывшие технические здания железной дороги и ….позорный туалет, типа «сортир» на улице, напоминающие общественные туалеты в «стране третьего мира» без перегородок.
Здание вокзала оказалось разделенным на две части. Одна половина находится под заржавевшим замком и там до сих пор остатки оборудования РЖД, а вторая часть была отдана под жилой дом.
Вся территория примыкающая к заброшенному вокзалу густо и давно поросла бурьяном и травой высотой под пару метров. Не без труда обошел здание, увидел открытую дверь и без промедления шагнул внутрь.
Да уж. В комнатах установлены печки-буржуйки, и по обычному проводу, который тянется от ближайшей линии ЛЭП, подвели электричество на 15 кВт.
Судя по разбросанным вещам, почтовым открыткам и письмам, люди отсюда уехали или вернее сказать эвакуировались, где-то в 2011-2012 годах. Матрасы, тряпье, табуретки…
Но традиционно, сбегая из таких мест, оставляют самое дорогое, что есть у людей — память предков. Старые фотографии, фотокарточки, письма и записки.
Два этажа, несколько квартир и куча оставленного хлама. Портфели, мебель, старые лаповые телевизоры, плакаты из 1980-х годов, отдельная история с журналами деятельности станции за 1970-е-1980-е годы, но об этом будет отдельный репортаж.
В некоторых комнатах остались даже обои, плинтуса, сохранились оконные рамы с остеклением, счетчики и даже деревянный паркет.
Присмотрелся внимательно к счетчику — он до сих пор подключен к электрической сети и подает какие-то признаки жизни, хотя проводка внутри дома уже срезана.
Интересно, а энергосбытовые компании знают о таком потребителе?
Прогулялся дальше. Какие — то калоши и тапочки, грампластинки и много еще каких следов давно ушедшей жизни.
Мародеры тут скорее всего были, но все-таки более частые гости судя по стаканам, бутылкам и шприцам — не они.
Что не менее удивительно, что эта «дыра» находится всего в 3,5-4 часах езды от Москвы на автомобиле, на самой границе с Черноземьем, но тут уже правит бал всё та же безнадега.
Почему люди продолжали жить в этих местах уже не имея работы на железной дороге, а не уехали в районный центр или даже в областной центр — Тулу?
Интересно, а чем руководствовались люди выживая здесь совершенно добровольно и по собственной воле?
Подсобного хозяйства как такового не было, работы в окрестностях тоже никакой и как следствие — никаких перспектив на будущее.
Хочу сказать, что фактически это реально настоящие «фавеллы», но только не в Бразилии или Индии, а в самом сердце нашей страны.
Да что уж, это даже не вымирающая Арктика, погибающая Псковщина или Тверская, где вокруг болота, топи и паршивый климат круглый год.
И что я хочу сказать, друзья, если такое происходит в наиболее приспособленных для жизни регионах, где огромные пространства для жизни, возможности для ведения сельского хозяйства, Черноземье, то что уж удивляться про остальные более северные районы и регионы страны из которых бежит население страны.
Жизнь в движении. Яндекс. Дзен
Лихо так прошлась невидимая рука рынка по тульской глубинке.
Чё, «во всём виноват Чубайс» с подельниками?… А нынешние правители не при чём?…
Нынешние — достойные последователи.
Нужно бы посчитать, сколько нас. Сдается мне, что намного меньше 140 + миллионов официальной статистики