Наверное, Иоанн Васильевич был бы доволен
О создании национального парка на месте заповедника, основанного еще Рюриковичами сотни лет назад
Скульптура царя Ивана Грозного
wikimedia.org/jimmyweee/ Creative Commons Attribution 2.0 Generic
Новый национальный парк «Тульские засеки» может быть создан в 2021 году в непосредственной близости от Тулы, до которой из Москвы всего два часа на поезде. Корреспонденты портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, отправились в будущий заповедник и убедились, что речь, по сути, идет о восстановлении исторической справедливости, ведь первый заповедник России был основан в лесах Большой засечной черты еще 500 лет назад Иваном Грозным.
Кто кого засекал?
Сложный был для Руси XVI век: набеги крымских татар, ожесточенные сражения, разрушения и военные походы. Для защиты была создана огромная засечная черта — непрерывные чащи от рязанских болот до глухих брянских лесов защищали Великое княжество Московское. Для того чтобы в лес не могли попасть даже пешие воины, молодые деревья подсекали особым образом, чтобы они склонялись к земле, при этом продолжая расти горизонтально. Выросшие таким образом стволы и сучья заостряли и связывали в частокол в несколько рядов, который грозно смотрел на завоевателей, идущих со степей, или, как тогда говорили, Дикого поля. Чтобы чаща как следует зарастала и становилась по-настоящему непроходимой, заходить в нее местным жителям строго запрещалось, за порядком следила засечная стража. Так и возник первый заповедник.
«Именно засеки стали первой природоохранной формой в мире. Указом Ивана Грозного в XVI веке засекам был дан официальный природоохранный статус «земли государева завета». Потом только стали появляться заповедники и заказники», — рассказывает исполнительный директор культурно-образовательного фонда «Мишенское» Ольга Михайлова, стараниями которой в Малиновых засеках (ближайших к Туле) появилась первая экологическая тропа.
Засеки создавались десятками лет. В лесу устраивали западни, лабиринты, волчьи ямы, засады. На подходе к лесу против конницы рассыпали «чеснок» — стальные звезды с острыми штырями.
«Современные ученые до конца не представляют, как создавались засеки. Возможно, в национальном парке это изучат и какой-то участок засек воссоздадут. Масштабы строительства были грандиозными», — говорит Михайлова.
Древние леса
Удивительно, но Тульские засеки сохранились, несмотря на бурное развитие оружейных заводов в Туле, требовавших огромного количества древесины и березового угля. Прямо на окраине Тулы начинаются светлые широколиственные леса с чистыми родниками, грибами, ягодами и множеством животных. Можно встретить и вековые дубы, и заросшие боевые валы засечной черты, которая сохранялась как заповедник, несмотря на уход границы далеко на юг.
«То, что засечные леса сохранились в таком хорошем состоянии, свидетельствует об очень высокой культуре лесопользования. Полтысячелетия тульские леса не только вырубались для нужд оборонной промышленности, но и очень грамотно воспроизводились. Этот опыт стоит изучить научным сотрудникам создаваемого парка», — считает Михайлова.
Помимо своей исторической значимости засеки важны как природная граница между лесами и лесостепью. Они также являются домом для множества редких хищных птиц — орлов, малых и больших подорликов, балобанов.
«Это почти сплошная полоса древнего широколиственного леса, который протянулся от западных границ области до восточных. Он естественным образом создает для животных экологический коридор с лесами Калужской и Рязанской областей», — поясняет начальник отдела охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Елена Смирнова.
Венев монастырь и окрестности
В засечную черту входили леса, овраги, болота, реки и, конечно же, города-крепости — Тула с ее кремлем, Лихвин, Крапивна, Одоев, Белёв. Одной из опорных точек стал Венев монастырь. Толстые стены и небольшие и высоко поднятые над землей окна-бойницы церкви прямо говорят, что оплот здесь был не только духовным.
У ворот монастыря нас тепло приветствует краевед Елена Коновалова, написавшая книги «Венев монастырь» и «Осётр заповедный». Осётр — это протекающая рядом река, хотя именно в этом месте реку в буквальном смысле выпила Тула.
Венев монастырь – один из немногих древних памятников Тульской области
«В расположенном недалеко Щучьем городище и рядом с ним около 40 исторических памятников: археологический памятник Щучий городок со своими пещерами, оборонительные укрепления засечной черты Грабороновы ворота. Там очень много древностей: курганы, стоянки каменного века. Кроме того, множество редчайших растений произрастает в урочище Ключи», — увлеченно рассказывает Коновалова.
Следуя за ней, попадаем в расположенные недалеко от монастыря скальные обнажения известняков в долине того самого Осетра. Раскинувшееся у пересохшего русла обнажение, похожее на большую чашу заброшенной каменоломни, облюбовали сторонники бивуачного образа жизни и, надеюсь, экотуризма. Хотя следы от лагерей и мусор после туристов все-таки были. Хочется верить, что нацпарк это исправит.
Бои крапивой и праздник сладкоежек
В будущий нацпарк стоит выезжать на выходные, чтобы порадоваться необычным и уютным сельским праздникам. Самые яркие из них — фестивали народных промыслов «Поляна» и «Сказки деда Филимона» (Одоев), ежегодный Фестиваль крапивы в Крапивне, где можно посмотреть на бои крапивными вениками молодцев с обнаженными торсами, гастрономический фестиваль пастилы, зефира и других сладостей «Яблочное чудо» в Белёве, где также проводится концерт колокольного звона «Белёвский перезвон».
Притягательны для туристов в будущем нацпарке и долины рек Упа и Красивая Меча, по которым можно сплавиться на лодке, природно-сельскохозяйственный ландшафт Анастасова монастыря.
«У отдыхающих есть возможность выбора — прогуляться по тенистому лесу, постоять под сенью вековых дубов и ясеней или же выбрать палаточный, спортивный отдых на Осетре. Зимой — езда на русских тройках, лыжные прогулки, катание на коньках», — перечисляет Смирнова.
Ядро зубра
Появление охраняемых лесов в Тульской области послужит еще одной благородной цели — восстановлению вольных стад зубра. К слову, это единственный дикий бык в Европе, уцелевший до наших дней.
Сегодня в соседних Орловской, Брянской и Калужской областях насчитывается около 900 зубров, и в поисках новых мест обитания звери забредают в тульские леса. Вот только там нет охраны, и животные могут стать легкой добычей браконьеров. Безмятежное будущее парнокопытных обеспечит создание единого «зубрового ядра» на Среднерусской возвышенности.
«Создание тульского стада зубров будет одной из приоритетных задач для сотрудников нацпарка «Тульские засеки». Именно это животное внесло самый большой вклад в становление облика дубрав и широколиственных лесов», — уверена Смирнова.
Кстати, увеличение численности зубров также входит в цели нацпроекта «Экология». Время отдавать долги природе. Ведь почти полное исчезновение этих животных было вызвано вырубкой лесов и неограниченной охотой. Последних диких зверей выбили в начале ХХ века. Потребовалось около 70 лет разведения — сначала в зоопарках и питомниках, а потом и в природе, — для того чтобы увеличить численность мирового стада с 52 (1927 год) до 3418 особей (1993 год). В России приступили к спасению зубров еще в 1940-х и для этого создали два питомника — в Приокско-Террасном (Подмосковье) и Окском (Рязанская область) заповедниках.
Мы покидали Тульские засеки с сожалением. Дышится в них легко, гуляется с радостью. Странно, что заповедные по сути леса до сих пор не заповедные по закону. Теперь эта историческая несправедливость должна быть исправлена: засеки включены в список 24 новых особо охраняемых природных территорий, которые будут созданы в рамках уже упомянутого выше экологического нацпроекта. Наверное, Иван Грозный был бы доволен.
Полная версия: Игорь Ермаченков,
Будущее России. Национальные проекты
2-3рядом стоящих дерева нарубались и крестообразно заваливались в сторону неприятеля. Прорастали в землю, образовывалась непроходимая чащоба, имнно так «заказывал» государь. Отсюда и название. А теперь в Щегловской засеке земли распродают, никто не заботится о ней :валежник, строения, доты, оставшиеся с войны, никто не чистит. Как-то грустно. Самодельный памятник какой-то уж ну очень Самодельный. А жаль!!!!!
Кому надо, и здесь усадьбы организуют.
Сечин вот организовал себе поместье в Тульской области и в ус не дует. Дружок солнцеликого со свинячьими глазками ведёт себя там как помещик. К его приезду и всю территорию убирают до блеска и травку красят. А для охоты этого чинуши привозят оленей, почти ручных, которых он со своими гостями расстреливает с вышек.
Видел я эти вышки, к ним ведут гравийные дороги. Денег у этих людей много, а на страну им наплевать.
Ни у кого не шевельнулась мысль, что все эти города предназначены для обороны с севера. Как у «великой китайской стены» бойницы были направлены в сторону Китая. Интересно, что как въезжаешь в Тульскую область, начинаются огромные овраги, которые продолжаются и за Тулой. Чего только горы около Крапивны и, на которой расположен Одоев, стоят. Нет ли здесь рукотворного начала? А насчет «стоянок каменного века» понятно — что у нас может быть, кроме «стоянок». Постояли и ушли на несколько тысяч лет. А мы, выходит, «пришли». Это уровень историков. Их так учили. Не переделать.
Прикольно.
Да, в Тульских засеках возле Крапивны в лесу проделаны дороги, покрытые гравием, которые ведут к охотничьим вышкам. Местные говорят, что хозяин вышек — ООО «Зубр» и Сечин.
Кроме того, Тульские засеки к северу от Прудков на реке Упе и в районе западу от Груманта и северу от Головеньковского стали активно вырубаться.
А ещё нужно возродить опричнину!