По всему периметру территории, на которой стоит родовая усыпальница графов Бобринских, неизвестные злоумышленники выломали ограду. Тем самым продолжив разграбление памятника истории и архитектуры, начавшееся еще в 1921 году.
Усыпальница Бобринских находится в местечке Бобрик-Гора в трех километрах от г. Донского, имеет статус охраняемого объекта культуры федерального значения. Это одно из немногих сохранившихся строений, когда-то входивших в большой дворцовый комплекс.
Усадебный комплекс на Бобрик-Горе с дворцом и парком был построен по Указу Екатерины II для ее внебрачного сына Алексея. Но в этом дворце Бобринские не жили — предпочли усадьбу в Богородицке,— и здание его не сохранилось. Рядом находится Спасо-Преображенский храм, который был возведен в XVIII веке по проекту Ивана Старова. Храм отреставрировали в 1990-е годы.
Строительство усыпальницы в Бобриках началось после смерти родоначальника фамилии Бобринских — Алексея Григорьевича. Архитектор Василий Милинский начал возводить её в 1815-м. Впоследствии в усыпальнице будут захоронены представители первого, второго и третьего поколений династии.
Усыпальница в Бобриках по классификации памятников считается единственным сооружением этого типа в России. Все ее чертежи и рисунки сохранены и находятся в архивах Санкт-Петербурга, Москвы и института «Спецпроектреставрация».
Именем революции
В первый раз усыпальница подверглась ограблению в Гражданскую войну. По имеющимся документальным свидетельствам, беспредел тогда учинили местные активисты от Реввоенсовета под предлогом того, что будто бы на подходе белогвардейцы и они запросто могут зайти на Бобрик-Гору — так что надо бы, пока не поздно, прибрать к рукам графские богатства, которые наверняка имеются при покойниках. И прибрали — при содействии части местного населения, вытряхнув усопших потомков Екатерины Великой и графа Григория Орлова из гробов и закопав тут же, под стеной усыпальницы, в общей яме как попало.
Что там было — кольца, перстни, ордена, броши, ожерелья? — бог весть. Известно только из рассказов очевидцев, доживших до 90-х годов прошлого века, что из парчи, которой были обиты гробы, «сочувствовавшие» новой власти местные бабы села Бобрики пошили юбки, в которых им не зазорно было щеголять. Кстати, дорогую мебель из флигеля Алексея Васильевича Бобринского, а также рояль тоже растащили по домам. Уникальные предметы частично сохранились, и уже в нынешнее время совестливые граждане их вернули — теперь они хранятся в местном музее. В самом флигеле тогда открыли клуб имени Маяковского.
А теперь старинное здание и вовсе не узнать, поскольку его логотипно «задрапировали» под сетевой магазин очень известной марки. Но это так, к слову.
Нетяжелый металл
В эпоху расцвета Подмосковного угольного бассейна усыпальница побыла какое-то время распивочной, а потом ее надолго оставили в покое.
Но уже в новейшие времена на кованую чугунную ограду с остроконечными копьями и вензелями позарились некие граждане и в наиболее доступных местах ограду срезали и увезли в сторону пункта приема металла. Вензеля и изящный декор злоумышленников не интересовали — важен был вес. Потом их как будто даже изобличили и привлекли к ответственности.
Глядя на следы нынешнего преступления, можно предположить, что на сей раз грабителей заинтересовал не металлолом, а собственно старинная ограда. Не новодел какой-нибудь, безусловный раритет. Ее не срезали электроинструментом, а достаточно аккуратно сняли. Причем в очень неудобном, с точки зрения производства работ, месте (практически из заросшего оврага) и без применения шумной техники. Хотели бы металлолома, то его по окрестным полям на небольшой глубине столько залегает, а то и на поверхности лежит, что и потеть не надо и воровски ховаться — не предъявит никто. Бывший шахтерско-колхозный край, однако, не тайга. Железа много.
В 2004 году, после изыскательских работ и эксгумации останков (репортеры «Молодого коммунара» при эксгумации присутствовали), а также после долгих проволочек Бобринские были возвращены в склеп. На перезахоронение приехали живущие ныне на разных континентах потомки.
Один на Горе воин
Тогда, казалось, точка поставлена: не раз признававшаяся уникальным историческим наследием усыпальница опять стала местом захоронения. А с прошлого года, когда статус объекта культурного наследия федерального значения был утвержден официально и на фасаде усыпальницы появилась табличка «Охраняется государством», тем более хотелось верить, что на нее больше никто не посягнет. Но охраняется ли этот объект на самом деле? …
Уроженец здешних мест Николай Почуев, пожалуй, единственный человек на Бобрик-Горе, по-настоящему радеющий за сохранение хотя бы крупиц того великолепия, которое представляла собой некогда графская усадьба, с остатками корпусов так и не достроенного Екатериной дворца, террасным и регулярным парками авторства Андрея Болотова, реликтовыми двухсотлетними деревьями. В начале 90-х собственными руками Николай Сергеевич очистил от хлама помещение и стены усыпальницы, «зело украшенные» юными недоумками похабными надписями и граффити. На голом энтузиазме работал, лишь заручившись разрешением тогдашнего начальства Донского. Укрыл крышу ротонды от талых вод и дождей, тем самым приостановив ее разрушение. На Бобрик-Гору приезжали депутаты разных уровней, осматривали достопримечательности. Согласно кивали: мол, конечно, надо возрождать, охранять…
Почуев только что не жил прямо здесь же, при усыпальнице, приводя памятник в порядок. Отыскал на территории уникальный каменный крест, предположительно работы Николая Рериха. Крест стоял на могиле Елизаветы, жены этнографа Алексея Алексеевича Бобринского, похороненной не в склепе, а в ограде, поскольку была не дворянского происхождения. В общем, всячески хлопотал, в том числе направляя письма в различные инстанции и пытаясь привлечь спонсоров.
Но довольно скоро ему, что называется, дали по рукам. Сейчас не будем разбираться кто и почему, но только пошел нехороший слушок, что-де Почуев числит себя потомком Бобринских и вообще ищет графские сокровища, а вся его бурная деятельность — исключительно для отвода глаз, от лукавого. Короче, отстранили, предварительно ошельмовав. Даже в перезахоронении не принимал участия. Не позвали.
А на «самое святое» не посягнули
В июле этого года Почуев приобрел на собственные средства несколько рулонов металлической сетки и с помощью энтузиастов-единомышленников закрыл проломы в ограде. А через пару недель зашел по обыкновению навестить объект своих стараний. Тут-то он и обнаружил пропажу уже всей ограды. Остался один пролет, который отделяет территорию усыпальницы от частного домовладения. Видимо, грабители не посмели посягнуть на «самое святое», как говорил персонаж известной комедии,— на частную собственность. Получили бы ответку незамедлительно.
Туристы, посещающие великолепный дворцово-парковый ансамбль Бобринских в Богородицке, зачастую желают осмотреть и место их упокоения, благо ехать недалеко. Нетрудно представить, какое впечатление на них производит увиденное на Бобрик-Горе…
На днях стало известно, что уголовное дело по факту ограбления усыпальницы заведено и даже взято на контроль полицейским начальством. Хотелось бы большего внимания к этому объекту и со стороны культурного начальства региона. На наш взгляд, было бы логично усыпальницу Бобринских сделать филиалом Богородицкого дворцово-паркового ансамбля. Это обеспечило бы более серьезный контроль за состоянием комплекса «Бобрик-Гора» и помогло бы органично встроить его в структуру туристических маршрутов.
Андрей Лифке, «Молодой коммунар»
Фото автора
Кто-то пробовал занять расхитителей работой. Нормальной, которая была при Советах?
Да Вы что-О-О-О-О-О!!! Тогда был тоталитаризм, а теперь СВОБОДА!!! Хошь — ПЕЙ, хошь — ближнему своему морду набей, хошь — кури, хошь — колись! А работать…
Ты читал? При Советах-то и разграбили!
А сейчас доворовывают..
В металлолом сдали
посягнули на святоееее
во всём виноваты местные цыгане. И, по понятным причинам у них ни машин,ни сварки. А то.что Почуев всё даром-это трындёшь полный.Вы лучше спросите сколько стоят его лавочки, качели и прочие изделия?Весьма не маленькие денюжки и совершенно без скидки для «любимого» и «сердцу милому» родному краю. Цены московские. Он занимается ковкой металлических изделий и производством лавочек,качелей,ну и ещё чего-то. В городе и его сердцем любимой Горе нет ни одного изделия этого радетеля. В бреду этот дедуля договорился до того, что Екатерина(точнее памятник её),который богородцане поставили у себя там вообще не к месту, а по уразумению его должен быть перевезён и поставлен на Б-горе.Весьма,весьма «тёмная лошадка»,живущая в Новомосковске, работающая на чужих площадях на Горе ( все годы без оплаты за оную).И,да, везде,везде,только ленивый кот не слышал эту жалкую историю «битвы одного воина».Несомненно, за памятниками нужен контроль и глаз и огромные деньги. А на сегодня получается, что он сам нарушает закон, вторгаясь на чужую собственность. ЭТО ИМУЩЕСТВО ФЕДЕРАЦИИ!!! Как и зачем этот «радетель» залез в чужую «квартиру» и что с этого хочет поиметь. И, если бы полиция в это время приехала на этот объект, то все ворованные части ограды могли повесить на него…имеют право-не лезь в чужой дом, даже если его двери открыты. Многие по шумок свои дельца проворачивают, а потом «АТУ- УКРАЛИИИИИ»