Кто будет расплачиваться за закон об управлении рунетом
Минкомсвязи и Роскомнадзор поддерживают законопроект об управлении рунетом, который в декабре 2018 г. внесли в Госдуму сенаторы Людмила Бокова и Андрей Клишас и депутат Андрей Луговой. Об этом заявили замминистра связи Олег Иванов и замруководителя Роскомнадзора Александр Панков, выступая на заседании комитета Госдумы по информационной политике. Также законопроект поддержали представители Федеральной службы охраны (отметив, что некоторые его элементы требуют технического уточнения – а такие корректировки можно внести и во втором чтении) и Федеральной службы технического и экспортного контроля.
Законопроект наделяет Роскомнадзор полномочиями определять правила маршрутизации интернет-трафика российских операторов и контролировать их соблюдение. Также Роскомнадзор будет следить за тем, чтобы через зарубежные узлы связи транзитом проходил минимум внутрироссийского трафика. Управлять сетями в критических ситуациях должен будет специальный центр, созданный в подведомственной Роскомнадзору радиочастотной службе. Центр будет обладать информацией обо всей российской инфраструктуре связи, объясняла «Ведомостям» Бокова.
Кроме того, ограничивать доступ к запрещенным ресурсам теперь будут не операторы связи, а сам Роскомнадзор. Для этого операторы будут обязаны установить специальные технические средства противодействия угрозам и соблюдать требования по их использованию. Что это за устройства, в законопроекте не описывается, но там говорится, что они должны уметь определять источник передаваемого трафика и ограничивать доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и «путем запрета проходящего трафика». Управлять этим оборудованием будет Роскомнадзор.
Все это должно дать Роскомнадзору, который испытывает серьезные проблемы с выполнением решений о блокировке запрещенных ресурсов (прежде всего – мессенджера Telegram), новые возможности по ограничению доступа к ним российских пользователей. Если предполагаемые законопроектом специальные технические средства включают в себя оборудование Deep Packet Inspection (DPI), как и предполагает большинство экспертов, то параметров настройки блокировок может быть не один (как сейчас – по IP-адресу), а множество, рассуждает консультант «ПИР-центра» Олег Демидов. DPI читает заголовки пакетов трафика, которые состоят из ряда полей (их может быть более 10).
Это система вычленения тех или иных целевых признаков трафика, гибко настраиваемая под текущие задачи (например, под выявление трафика Telegram), объясняет Демидов.
Использование DPI может помочь госорганам сделать блокировки эффективнее, считает Демидов.
То, что в новом оборудовании с высокой долей вероятности будет использоваться DPI, подтвердил «Ведомостям» и Панков: «Сейчас появился законопроект, под который будет разрабатываться подходящее оборудование. Скорее всего для реализации законопроекта операторы будут использовать на своих сетях оборудование с технологией DPI, потому что исходя из постановки задачи нет более подходящей альтернативы».
Полная версия: Светлана Ястребова, Павел Кантышев, «Ведомости»
В строю разговорчики не приветствуются.
Обмен файлами это то, для чего создавался интернет