Как в Чехии хранят память о российских воинах Первой мировой
Автор монумента «Павшим за Отечество» прапорщик Н. А. Сушкин
Однажды прапорщику Сушкину приснился сон. Боярская дочь, преклонив колено, плачет над могилой, на которой лежит траурный венок. Шла весна 1916 года. Николай Александрович Сушкин уже второй год был в австрийском плену. В ту весну пленные офицеры русской армии из концлагеря Йозефштадт приняли решение поставить памятник павшим товарищам. Был проведен конкурс проектов. Прапорщик Сушкин нарисовал свой проект.
Уроженец Тулы, участник Русско-японской войны прапорщик Сушкин в мирное время учился рисованию. Ходил на курсы и брал частные уроки в Москве, ездил стажироваться в Италию. Когда началась война, вернулся в Россию, был призван в армию и менее чем через полгода оказался в плену.
Работая над проектом памятника, Сушкин вспомнил свой сон. Боярская дочь — это, конечно, Россия, оплакивающая своих сыновей, сложивших головы на войне. Это — настоящее. Еще на памятнике было прошлое — склонивший голову русский витязь, опирающийся на меч. И будущее — дети, читающие книгу. Все они находятся у подножия скалы, а над ними — голова Иисуса в терновом венце, крест и слова из Евангелия от Иоанна: «Нет большей любви, как если кто положит душу свою за други своя». С задней стороны памятника другая надпись: «Да сохранится память навеки в сердцах грядущих поколений о павших за ЦАРЯ и РОДИНУ русских воинах в великую ЕВРОПЕЙСКУЮ ВОЙНУ».
Конкурс выиграл не Сушкин, а другой военнопленный, архитектор Александр Макаров. Но австро-венгерское военное министерство запретило устанавливать памятник по проекту Макарова, увенчанный российским двуглавым орлом. А вот на проект Сушкина, занявший на конкурсе второе место, разрешение было дано.
Памятнику российским героям в Йозефштадте, павшим в Первую мировую, в декабре 2018 года исполнится 102 года
Фото: Из личного архива Владимира Поморцева / Коммерсантъ
Работа была выполнена необыкновенно быстро — всего за пять месяцев. Без моделей, без эскизов, без фотографий. С согласия начальника лагеря полковника Моллика статуи были отлиты в бетоне раньше, чем из Вены было получено официальное разрешение на строительство памятника. Сушкину помогали георгиевский кавалер Леонард Добровольский из Киева, Франтишек Синек из Петрограда и еще 20–25 подручных. Памятник обошелся в 4600 крон (2226 руб.). Большую часть этой суммы собрали сами военнопленные.
Монумент «Павшим за Отечество» был торжественно открыт 17 декабря 1916 года и освящен православным священником Богданом Петровичем из лагеря военнопленных в Бранау (чешское название — Броумов). В основание памятника были вложены медная дощечка с надписью на русском языке: «Основан 16 августа 1916 года в присутствии старшего офицера подполковника Перлика, председателя комитета подполковника Агапиева и скульптора прапорщика Сушкина» и запечатанная бутылка, внутри которой лежат листы с подписями пленных русских офицеров и 10 серебряных монеток.
Монумент «Павшим за Отечество»
В надписи на монументе война названа европейской, а не мировой. Про то, что в будущем грядет еще более страшная война, вряд ли кто мог подумать
Фото: Алексей Алексеев / Коммерсантъ
Прапорщик Сушкин, заболевший в лагере туберкулезом, вернулся в Советскую Россию в 1918 году. А созданный им памятник остался стоять на кладбище военнопленных, на долгие годы забытый русскими, но хранимый чехами.
В силу политико-географических катаклизмов XX столетия границы европейских государств не раз менялись. Бывший австро-венгерский концлагерь Йозефштадт находится на территории современной Чехии.
В 2005 году памятник был отреставрирован А. Вагнером на средства, выделенные российским посольством в Чехии. В 2012 году российское посольство оплатило реконструкцию той части кладбища, где похоронены наши воины.
Полная версия: Алексей Алексеев, «Коммерсантъ»
Да, какая история!
Сегодня говорят на прапорщик, а пропойщик.
Удивительные были времена: стажироваться художник-любитель мог в Италии,в концлагере можно было участвовать в конкурсах памятников…