Россия пока не получила ни одного заказа при модернизации Большого адронного коллайдера, хотя раньше без нее ЦЕРН обойтись в принципе не мог
© Сайт ЦЕРН
Ровно десять лет назад в Европейской лаборатории ядерных исследований (ЦЕРН) был запущен Большой адронный коллайдер. Событие широко освещалось в российской прессе. Нам было чем гордиться, поскольку, несмотря на то, что Россия не являлась членом ЦЕРН, наше участие было заметным, по ряду принципиальных позиций — определяющим.
В проекте участвовало около тысячи ученых из России, на наших заводах изготовлено оборудования на 200 миллионов долларов. Я присутствовал на пуске коллайдера и потом еще неоднократно приезжал в ЦЕРН. Могу засвидетельствовать, что среди наших ученых царили оптимистические настроения, их переполняла гордость за страну и нашу науку.
В 2010 году под эгидой «Росатома» и Курчатовского центра Россия присоединилась к проекту строительства ускорителя тяжелых ионов и антипротонов FAIR в Дармштадте. Стоимость проекта, в котором участвуют 15 стран и три тысячи ученых, три миллиарда евро. Доля России — 17,5%, второе место после Германии с 70%. Проект уникальный, в августе 2018 года начата заливка бетона в подземный тоннель. Россия ставит задачу оправдать две трети расходов заказами на оборудование.
Часть заказа для FAIR была размещена на заводе технохимических изделий в Богородицке Тульской области. Тот самый завод, который получил высшую награду ЦЕРН за 90 тысяч кристаллов-сцинтилляторов для детекторов Большого адроннного коллайдера. Кристаллы незамутненной чистоты, впервые в практике ЦЕРН было решено отказаться от параллельных поставок. Кристаллы из Шанхая остались на складе. Однако заказ из Дармштадта стал для завода последним. Уникальное предприятие признано банкротом, поскольку в России для него заказов не находилось. Специалисты уволены, оборудование гниет, по пустым цехам, которые работали на мировом уровне, я сам там был, бегают линялые кошки. Завод похож на промышленный призрак, только фильмы ужасов снимать.
С тех пор Россия не присоединилась ни к одному крупному мегапроекту. 10 лет назад почти решенным казался вопрос о том, что Россия станет членом ЦЕРН, требовался не слишком крупный денежный взнос. Этого не произошло. Наше участие в исследованиях на Большом адронном коллайдере неуклонно снижается. Сейчас ускоритель остановлен на модернизацию, потребуется масштабное обновление. Но Россия пока не получила ни одного заказа, хотя раньше без России ЦЕРН обойтись в принципе не мог. Теперь кристаллы-сцинтилляторы будет делать Китай.
Полная версия: Сергей Лесков, «Росбалт»
Какие, на-хер, кристаллы? Дороги надо делать, бордюры менять, вот набережную недавно открыли…. Живите простой провинциальной жизнью. Не лезьте во взрослые проекты — там без вас разберутся у кого и что покупать.
Жену свою учи щи варить во ВнутриМКАДии.
Мне , представляется совсем простая штука … Да Китай забашлял чинуше , вот и просрали своё счастье .
А как же оказалось банкротом предприятие, получившее огромную выручку за кристаллы?
Наверняка на эти деньги можно было провести модернизацию предприятия, подготовить кадры. Деньги разворовали?
Зачем, если продукция специфическая никому не нужна?
Избавляются потихоньку от «лишнего» населения и «лишних» заводов, это же не труба.