От отселения до сокращений и лишений в «грязном» тульском регионе
Памятник ликвидаторам Чернобыльской АЭС в Туле
Официальные данные последних лет: сегодня в Тульской области — около 670 тысяч человек, которые родились, выросли и живут на землях, впитавших 32 года назад осадки радиоактивного облака. По самым средним подсчетам — это почти половина от всего населения без того экологически неблагополучного региона. Сразу после катастрофы говорили о почти 930 тыс. человек пострадавших — это абсолютный «рекорд» по России. Огромные площади…
Ложь, умалчивания, спекуляции – это то, что всегда сопровождало величайшую экологическую катастрофу. Больше всего от радиоактивных облаков досталось Брянской и Тульской областям. Цезий-137 оставил жирный след на территориях Арсеньевского, Плавского, [Богородицкого], Щёкинского, Киреевского, Тепло-Огарёвского, Узловского, Белёвского, Чернского, Куркинского районов, Новомосковска… Регион до сих пор расхлебывает последствия, беспрецедентно вымирая от онкологии и сердечно — сосудистых заболеваний. Говоря о демографии, власти методично декларируют глубину и ширину демографической ямы, в которой Тульская область сидит глубоки и прочно. Но тут же сокращают перечень пострадавших от ЧАЭС территорий и урезают льготы.
Рождаемость в Тульской области в прошлом году рухнула на 12,5% по сравнению с 2016-м годом. По данным Туластата, в 2017 году в регионе смертность почти в два раза превысила рождаемость: с января по декабрь родилось 13418, а умерло 24681 человек.
Понятие Чернобыль в Тульской области имело осязаемую форму. Это льготы (налоговые, на проезд, дополнительные отпуска) и выплаты (пенсии, декретные, копеечные подачки на питание детсадовцев и школьников и по факту проживания): они помогали жителем дотационных тульских районов жить на местах и не срываться на заработки при зарплатах в 17-20 тысяч рублей, рожать детей, возделывать подсобные радиоактивные 6 соток.
Теперь понятие Чернобыль для многих связано с урезанием мизерных льгот и выплат до полной их отмены. Постановление от 8 октября 2015 года «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за подписью премьера Медведева выкинуло из «чернобыльской зоны» почти 480 городов и деревень тульского региона. Будущие мамы и женщины в декретном отпуске, пенсионеры и инвалиды лишились части выплат, зато чиновники «сделали территории более привлекательными для инвестиций и ведения сельского хозяйства».
Солидный гвоздь в крышку демографического гроба забил так называемый «коэффициент оседлости» и фиксированные выплаты «чернобыльским» декретницам. Если раньше жительницы «чернобыльских зон», уходя в декрет, получали пособие 40%х2, то с июля 2016 года вместо дополнительных 40% они получают всего 3 тысячи рублей на ребенка до полутора лет, и 6 тысяч рублей от полутора до трех лет.
А вот пример из жизни. В нашу редакцию по случаю написал ликвидатор чернобыльской аварии из Плавского района Тульской области:
«Несмотря на свою гипертонию, астму, сахарный диабет, аллергию, лимфостаз, аритмию и много всего другого, главный мой интерес — это годовалый внук, которому я заменяю еще и отца (за неимением, т.к. тот отказался после развода с дочерью). Другой мой интерес – огород для личного пропитания. Чернобыльских декретных дочь лишили. С чего-то чиновники решили, что моя дочь с хронической «щитовидкой», выросшая на продуктах с радиоактивных грядок, вдруг стала здоровой. Но я не унываю, иногда перебираю струны для себя и близких и надеюсь на здравый смысл…»
«Московский комсомолец в Туле»
Граждане! Денег нет,но вы держитесь!
Я обеими руками «за» в плане поддержки пострадавших, причем невинно пострадавших, но есть вопрос. Коллега живет и работает в Туле, но прописана в «грязном» районе. «А, что, сейчас все так делают !». Среди знакомых еще есть такие же «чернобыльцы». По работе пришлось ехать в тот же Брянск. Во время вечерних посиделок выяснилось, что люди с возможностями и погонами (налоговая, полиция, ФМС — тогда еще и т.д.) живут и работают (служат) в Брянске, а прописаны в деревнях, кто у родственников, кто дом-развалюху купил. Нас много и пряников на всех не хватает.
Приехал в Тулу в 1988г. Брал ДП-5А ,это очень точный прибор, наметил в окрестностях 18-20 мкр/ч .Кто не знает, это естественный фон! А вот с ликвидаторами аварии власть поступили как профессиональные кидалы! Как и с другими…
А чё чинушам о пострадавших от аварии ЧАЭС заботиться?…у них свои родные есть…
Спецу в 8-20. Изотопы цезий-127 и стронций-90, являющиеся основными загрязнителями нашей области, относятся к «малофонящим». До аварии нормальный радиационный фон в нашей местности составлял 5-8 мкР/час. Эти изотопы активно участвуют в биологическом обороте, накапливаясь в каждой стадии по цепочке. С поверхности зараженной земельки-в травку, от травки в коровку, от коровки в молочко и мяско, и к нам. Цезий «предпочитает» накапливаться в мягких тканях внутренних органов, стронций замещает кальция на поверхностях костей. Эти элементы опасны именно внутренним облучением. На первой стадии наибольший ущерб здоровью, особенно детей, был нанесен изотопом йода, имеющим период полураспада 8 дней, т.е. через пару месяцев после аварии его практически уже не было. Именно с его активностью связано массовое поражение щитовидной железы у подвергшихся воздействию людей.