Тульские стреляющие ножи
Бойцы спецподразделений, выполняющие сложные разведывательные задачи в тылу врага, не имеют возможности брать с собой на задание мощное оружие. Поэтому конструкторам приходится идти на невероятные ухищрения…
Нож разведчика стреляющий НРС-2 «Взмах»
Военнослужащие всех армий мира оснащены огромным количеством моделей самого разнообразного оружия, позволяющего оборонять свои позиции и проводить широкомасштабное наступление на противника. Для своевременного выявления и уничтожения врага они устанавливают минные заграждения, используют тепловизоры, приборы ночного видения и самонаводящиеся боеприпасы. Для сохранения своей жизни бойцы надевают бронежилеты и каски различных степеней защиты, а также современные экзоскелеты типа «Ратник», позволяющие значительно повысить выносливость и защищенность военнослужащего.
И только разведчики максимально уменьшают количество снаряжения, общий вес которого ограничен исключительно физическими возможностями бойца. Перед выходом на задание разведчик берет с собой только необходимое оружие, которое должно быть многофункциональным.
Стреляющий «Взмах» – страшный сон российских врагов
Специфика разведывательной работы предусматривает проведение тайных операций, в ходе которых приходится вступать с противником в рукопашную схватку. И здесь невозможно переоценить значение крепкого и надежного ножа разведчика.
В последнее десятилетие существования СССР отечественные конструкторы решили значительно повысить защищенность наших разведчиков, изготовив для них не имеющий аналогов в мире стреляющий нож НРС-2 «Взмах». Кроме крепкого стального клинка, в рукоятку обычного с виду штык-ножа был вмонтирован специальный однозарядный механизм, позволяющий производить стрельбу мало шумными патронами СП-4 калибра 7,62 мм.
Разведчик, оказавшийся один на один с противником, мог с одинаковым успехом орудовать клинком и производить практически бесшумный выстрел, точно поражая противника с расстояния до 25 метров.
Изготовленный специалистами Тульского оружейного завода НРС-2 «Взмах» был принят на вооружение Советской армии в 1986 году и успел продемонстрировать свою эффективность в Афганистане.
«Чеченские» войны стали периодом наиболее массового использования этого холодно-огнестрельного оружия бойцами российской армии. НРС-2 «Взмах» оказался чрезвычайно эффективным в предгорной местности и населенных пунктах.
Эти стреляющие ножи использовались бойцами спецподразделений при подготовке неожиданных атак на базы боевиков. Бесшумный выстрел из «Взмаха» быстро и незаметно решал проблему нейтрализации часовых, обеспечивающих наблюдение за открытой и простреливаемой местностью.
Многие командиры танковых подразделений считали за честь иметь при себе этот нож. А полковник Буданов даже специально демонстрировал его для съемочной группы одного из российских телеканалов, доставая из висящих на поясе ножен.
Единственным, но существенным недостатком этого типа оружия являлось то, что стрельба из него велась в сторону, противоположную направлению клинка. Это очень смущало слабо психологически подготовленных бойцов.
Эффективный ОЦ-54 «Комплект»
Конструкторы Тульского оружейного завода оперативно решили эту проблему, создав стреляющий нож разведчика ОЦ-54 «Комплект», который сегодня является основным средством снаряжения бойцов разведывательно-диверсионных групп спецназа.
Стрелковый механизм ОЦ-54 имеет схожее строение со своим предшественником, но его ствол направлен в одну сторону с клинком, позволяя разведчику производить выстрел параллельно с нанесением врагу колющего удара.
ОЦ-54 «Комплект» (фото без лицензии)
Разработчики предусмотрели возможность замены стволов под патроны различных калибров, имеющиеся в арсенале разведгруппы. При необходимости ОЦ-54 может иметь нарезной ствол калибра 5,45, 7,62 и 9 мм, хотя использование девятимиллиметровых боеприпасов не получило широкого распространения из-за высокой силы их отдачи, способной травмировать запястье бойца.
ОЦ-54 можно легко спрятать в складках одежды, чем неоднократно пользовались бойцы спецподразделений ГРУ, проникавшие под видом террористов в сирийские города Алеппо и Пальмира. Именно профессиональная работа разведчиков, своевременно нейтрализовавших боевые расчеты средств ПВО террористов, позволило российской авиации нанести ряд точечных ракетно-бомбовых ударов, уничтоживших более 80% командного состава боевиков, защищавших эти населенные пункты.
Тульский четырехствольный «Хамелеон»
Отдельно следует отметить принципиально новую модель стреляющего ножа «Хамелеон», разработанного на кафедре Тульского Военно-артиллерийского инженерного училища. Его конструкторы сделали стрелковое снаряжение этого ножа основным, а 18-сантиметровый клинок из высокопрочной стали выполняет вспомогательные функции, являясь средством последней защиты разведчика в ближнем бою.
«Хамелеон» оснащен четырьмя стволами калибра 5,45 мм, направленными в сторону клинка. Спусковой рычаг находится на боковой стороне рукоятки под пальцами, позволяя поочередно совершать выстрелы из различных стволов.
Перезарядка «Хамелеона» производится путем «переламывания» ручки. С помощью экстрактора извлекаются отстрелянные гильзы, а вместо них вставляется обойма с четырьмя патронами. Такой способ перезарядки позволяет повысить скорострельность до 15 выстрелов в минуту, с высокой степенью точности поражая цели, расположенные на расстоянии до 25 метров.
Стреляющий нож «Хамелеон» (фото без лицензии на право использования)
Разработан вариант этого ножа-пистолета, использующий при стрельбе специальные подводные патроны. По неофициальной информации, такие ножи используются сегодня боевыми диверсантами России при проведении секретных операций за границей.
В штатный комплект «Хамелеона» входит чехол, напоминающий жезл сотрудника ГИБДД, с помощью которого удобно останавливать автотранспорт, не привлекая внимание к находящемуся в руке стреляющему ножу. Имеются свидетельства использования этого типа холодно-огнестрельного оружия в Дагестане при проведении специальных операций по нейтрализации руководителей и членов террористических групп.
Минусом стреляющего ножа «Хамелеон» является невозможность вести бесшумную стрельбу, однако при таком боезапасе и скорострельности это вообще не является проблемой.
Сегодня конструкторы стрелкового оружия разрабатывают огромное количество моделей, эффективных в ближнем бою, но наличие обоюдоострого клинка остается главным аргументом российских разведчиков, вступающих в непосредственный контакт с противником. Поэтому придуманные отечественными инженерами стреляющие ножи будут востребованы еще долгие годы, позволяя бойцам спецназа выполнять достаточно щекотливые и не всегда легальные военные операции.
Роман Заблоцкий, «Экспресс газета»
Про подводную стрельбу еще можно согласиться. Но просто в бою? ГШ-18 намного надежнее, дальше, скорострельнее, и не тяжелый. Еще образцы есть. Такой нож — попроще — полвека назад на ТОЗе делали. Он еще при бросании всегда лезвием попадал. Но — однозарядный. Смешная штука. Зато еще проволоку кусал. Баловство конструкторского ума и рукодельных самоучек из артухи.
Только спецназ при возможности Глок берет назадание, а не ГШ.
Глок хорошая штука. Боезапас — проблема. С слегка «дымит» при стрельбе, но это заметно только в полной темноте. А так машина отличная.
Наши коллеги брали и до сих берут Стечкина. Да, большой, но — без вариантов по поводу последствий.
Макар обновленный — 12-зарядный, с полуторной укладкой, усиленным патроном — тоже можно.
А нож-игрушка? На любителя. Мы в 80-е на ТОЗе его брали. Который однозарядный. Не прижился.
Мазовские дятлодевки украли. Как всегда.