Оружие, от которого отказались танкисты и летчики, оказалось идеальным для проведения спецопераций
Облетевшая весь мир фотография, на которой легендарный команданте Эрнесто Че Гевара позирует с мощным короткоствольным огнестрельным оружием неизвестной конструкции, заставила весь мир заговорить о засекреченном советском пистолете АПС, или «Стечкине», как его любовно называли сотрудники ГРУ и других спецподразделений СССР.
Известно, что Че Геваре и Фиделю Кастро во время личных встреч АПС вручал Генеральный секретарь КПСС Леонид Брежнев, убежденный в мощи и надежности этого пистолета, способного стрелять очередями и не дававшего осечек.
В годы холодной войны Фидель постоянно держал «Стечкина» под подушкой, а Че носил АПС во время своего последнего революционного похода в Боливии.
Нелогичная история АПС
15 ноября 1922 года в городке Алексин Тульской области родился Игорь Яковлевич Стечкин, который, как и положено туляку, с детства мечтал стать оружейником. Что ж, мечта сбылась – он вырос в одного из лучших советских конструкторов, однако большинство разработанных им моделей до сих пор известны исключительно профессионалам (бесшумный пистолет-портсигар ТБК-506А, бесшумный револьвер ОЦ-38 «Ворчун», пистолеты ОЦ-23 «Дротик» и ОЦ-33 «Пернач», а также автомат ТКБ-0146 программы «Абакан»).
После окончания в 1948 году с красным дипломом оружейно-пулеметного отделения Тульского механического института молодой специалист поступил на работу в ЦКБ-14, где его руководителем стал Николай Макаров – конструктор пистолета ПМ, который в то время как раз проходил заводские испытания.
В этот период Советский Союз затеял перевооружение своей армии, и ему потребовалось компактное автоматическое оружие для экипажей танков и пилотов боевых самолетов. Даже когда их техника выходила из строя, они должны были полноценно противостоять атакам противника. Советские автоматы для этих целей не подходили из-за своей громоздкости, а пистолеты, включая ТТ и ПМ, не могли стрелять очередями.
Вместе с другими известными оружейниками страны свое решение проблемы предложил и Игорь Стечкин, просто направивший Госкомиссии чертежи своего выпускного диплома в ТМИ.
Позднее он рассказывал, что члены Госкомиссии восприняли его чертежи скептически, заявив, что пистолет такой конструкции никогда не сможет стрелять. Тогда Стечкин достал изготовленный кустарным способом образец и выстрелил в потолок. Вместо положенного трибунала он получил отметку «отлично».
АПС с пристегнутой деревянной кобурой-прикладом.
Фото: Виталий Кузьмин / Wikimedia.org
Взлет и падение
После проведения государственных испытаний автоматический пистолет Стечкина был единогласно поддержан Государственной комиссией и с 1951 года начал поступать в подразделения бронетанковых сил ВС СССР.
К некоторому удивлению конструктора мощный 9-миллиметровый автоматический пистолет АПС с магазином на 20 патронов не приглянулся танкистам, которым не понравилось носить с собой деревянную кобуру-приклад и четыре магазина. Бойцам и так не хватало свободного места в танках, к тому же появилась версия автомата АКМС-47 со складывающимся прикладом – эта модель была значительно эффективнее в открытом бою.
В 1958 году производство АПС было прекращено, а пистолеты начали возвращать на армейские склады. Однако тут их внезапно «распробовали» спецслужбы: недостатки «Стечкина» стали его достоинством для бойцов подразделений, проводивших сложные военные и разведывательные операции во многих странах мира.
Советские военные атташе, или, если быть до конца честными, офицеры ГРУ и КГБ начали массово использовать «Стечкины» во время своих командировок в страны Африки, Азии и Латинской Америки. Здесь не требовалось ношение деревянной кобуры, а мощь и скорострельность АПС позволяла поражать цели на расстоянии до 200 метров.
Всего за несколько лет «Стечкины» снискали себе фантастическую славу, а многие лидеры революционных движений, включая кубинских лидеров, считали за честь владеть этим оружием.
Новая история
В 1972 году на вооружение был принят разработанный конструктором ЦНИИ ТОЧМАШ А.С. Неугодовым АПБ (автоматический пистолет бесшумный), который сохранил все конструктивные особенности АПС, получив дополнительно съемное устройство для бесшумной и беспламенной стрельбы, а также металлический плечевой упор, заменивший деревянную кобуру.
Боевые возможности нового-старого пистолета моментально оценили сотрудники спецподразделений ГРУ, КГБ и МВД СССР, а афганская война 1979-1989 годов лишь подтвердила эффективность этого оружия. В удачном штурме дворца Амина в Кабуле «Стечкины» сыграли далеко не последнюю роль.
После распада СССР и начала борьбы с вооруженными бандитскими группировками пистолеты АПС и АПБ начали поступать в спецподразделения российских ОМОНа и СОБРа, бойцы которых шили для них или заказывали в коммерческих фирмах кожаные кобуры.
Обе чеченские войны ознаменовались массовым использованием «Стечкиных» обеими сторонами конфликта. Пистолеты показали высокую эффективность при ведении боевых действий в труднодоступной горной и лесистой местности с ограниченной видимостью.
Сегодня АПС и его более современную модификацию ОЦ-33 «Пернач» с удовольствием используют сотрудники ФСО, а также бойцы спецподразделений МВД и Росгвардии, ведущие борьбу с международным терроризмом.
Так что история этого замечательного короткоствольного оружия еще не дописана.
Тактико-технические характеристики АПС
Калибр | 9 мм |
Патрон | 9 х 18 мм ПМ |
Длина пистолета (без кобуры-приклада), мм | 225 |
Длина пистолета (с кобурой-прикладом), мм | 540 |
Длина ствола, мм | 140 |
Масса пистолета с магазином без патронов, кг | 1,02 |
Масса кобуры-приклада, кг | 0,56 |
Емкость магазина, патронов | 20 |
Прицельная дальность стрельбы в зависимости от расположения прицельной планки, м | 2550
100 200 |
Роман Заболоцкий «Экспресс газета»
Товарищу Че можно доверять.
Прицельная дальность стрельбы 2550 метров? Однако…
Знатная волына
Игорь Яковлевич вел у нас в политехе лекции и практику. И говорил, что своим АПС опередил время на 20 лет. Первые реальные спецподразделения появились в 1973 году в Израиле и Германии (после Олимпиады в Мюнхене). Там Стечкин сразу приняли. И завод в Вятских Полянах снова его начал делать. Дед был интересный, характерный. Увлекающийся. Он много чего придумал. Но история про экзамен и выстрел в потолок — это не про него, а про Макарова Николая Федоровича. Он у нас тоже занятия вел, по ракетному делу (изделие «Конкурс», где он был соавтор и за что получил Героя Соцтруда). Любопытное было время. Еще лекции читал Василий Петрович Грязев, приезжал Калашников Михаил Тимофеевич, свой учебник подарил Шипунов Аркадий Георгиевич. И много других, ныне ушедших от нас великих конструкторов.