Сын вице-премьера Дмитрия Рогозина чуть не довел Алексинский химкомбинат до экологической катастрофы?
На детях великих людей природа обычно отдыхает, говорит народная мудрость. Однако российские чиновники так не считают. На что пошел Дмитрий Рогозин, чтобы обмануть природу и сделать из своего сына «эффективного менеджера» и авиастроителя?
Во вторник 28 ноября губернатор Тульской области Алексей Дюмин проинспектировал выполнение программы «Реконструкция производства нитроцеллюлозы и порохов с проведением мероприятий по обеспечению безопасности предприятия» на Алексинском химическом комбинате. Помимо руководителя химкомбината Андрея Панкратова главу региона сопровождал директор ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» Алексей Рогозин.
Казалось бы, почему директор Авиастроительного комплекса им. Ильюшина вдруг инспектирует Тульский пороховой завод? Дело даже не в том, что Алексей Рогозин родной сын вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего военно-промышленный комплекс, и не в том, что он занимает должность заместителя директора департамента имущественных отношений Минобороны. С 2012 до весны 2016 года Алексей Рогозин возглавлял Алексинский химкомбинат, видимо, поэтому Алексей Дюмин и вручил ему серебряную медаль «За особый вклад в развитие Тульской области».
О том, насколько заслужена эта награда, мы и поговорим.
Алексин – город на пороховой бочке
Алексинский химический комбинат расположен в городе Алексине Тульской области и некогда был градообразующим предприятием. В 2016 году «Газета.ру» сообщала, что средняя зарплата работников предприятия варьируется от 8,5 до 18 тысяч рублей. Даже по меркам небольшого города это далеко не самые высокие зарплаты. Комбинат производит продукцию, которая используется в самых разных областях – в космической, химической, строительной промышленности, судостроении и быту. В 2007 году предприятие едва не оказалось на грани банкротства. Поэтому в числе заслуг, которые приписывают Рогозину-младшему (Алексею ИНН 77140278**), – «спасение» химкомбината. Якобы за время его руководства прибыль завода увеличилась в пять раз.
Помимо тяжелого экономического положения Алексинский химкомбинат представляет серьезную угрозу для экологии. Только в этом году власти начали ликвидировать опасные отходы и проводить мероприятия по «повышению безопасности». К слову, именно этому и был посвящён визит Дюмина на завод.
Еще в 2011 году СМИ писали о тоннах отходов производства взрывчатки, захороненных под слоем воды. То есть все это время целый город в Тульской области в буквальном смысле жил на пороховой бочке.
«А в Тульской области, в 170 км от Москвы, расположена настоящая бомба замедленного действия — ФКП «Алексинский химический комбинат» (АХК). На предприятии находится более 200 тыс. т отходов производства взрывчатки. Их необходимо хранить под слоем воды, поскольку, подсохнув, они способны сдетонировать или самовоспламениться. Но вода из прудков-отстойников для хранения отходов стала уходить, некоторые из них высохли. Взрыв может прогреметь в любой момент, и если это произойдет, зона поражения растянется на 5 — 6 км от АХК», — сообщало «Утро.ру».
О том, насколько серьезна эта проблема, свидетельствует инцидент, описанный на тульском новостном портале MYSLO. 20 июля 2014 года из-за взрыва пороха на предприятии произошёл крупный пожар, в результате которого пострадали двое рабочих. По словам жены оного из пострадавших, спустя два дня в больницу пришли представители службы безопасности АХК, которые настаивали на том, что взрыв произошел по вине рабочих. Сами рабочие говорят, что взорвался порох, частицы которого оказались в полу в галерее, которую обследовали, а в дальнейшем собирались реконструировать.
Судя по всему, в дальнейшем этот инцидент не получил широкой огласки. Никаких официальных комментариев по поводу случившегося издание не публикует.
Помимо тонн взрывоопасных веществ в хранилищах Алексинского химкомбината, который в то время находился чуть ли не в заброшенном состоянии, были реагенты для производства нитроцеллюлозы, в том числе 2150 т смесей азотной и серной кислот. Емкости, в которых они хранились, начали протекать, поэтому по окрестностям вокруг химкомбината стал распространяться ядовитый туман:
«Ежегодно в атмосферу выбрасывается 12,7 т серной кислоты и 8 т азотной. Чтобы решить эту проблему, потребуется не менее 2,47 млрд рублей», — писали СМИ.
Судя по последним новостям, проблему с ядовитыми выбросами власти не решили до сих пор.
Еще в 2015 году из-за нарушений «требований экологической безопасности» Росхтехнадзор приостановил деятельность предприятия на 90 дней.
«В ходе мероприятия [плановой проверки] были выявлены 43 нарушения требований промышленной безопасности. В частности: отсутствие инструкции по безопасному ведению работ на ОПО; не обеспечена безопасная эксплуатация технических устройств; не проводится техническое обслуживание оборудования в соответствии с установленными требованиями; не обеспечена безопасность технологического и ремонтного персонала при проведении работ; опасные производственные объекты не оборудованы приборами газового контроля; нарушения по техническому состоянию железнодорожных путей не общего пользования», — говорилось в сообщении ведомства.
Буквально неделю назад, 20 ноября, природоохранная прокуратура Тульской области объявила предостережение в адрес ФКП «Алексинский химический комбинат» о недопустимости нарушения закона «Об охране атмосферного воздуха.
С учетом всего вышесказанного о незахороненных отходах и протекающих в атмосферу ядовитых реагентов повод для вынесения этого грозного предупреждения выглядит несколько комично – у предприятия оказалось просрочено «разрешение (!) комбината на выброс загрязняющих веществ в атмосферу».
То есть ядовитые выбросы в атмосферу делать можно, но только с разрешения!
И только в конце 2017 года, который в России объявлен годом экологии, тульский министр природных ресурсов и экологии Юрий Панфилов объявляет о том, что областные промышленные предприятия выделят 10 млрд рублей на «реализацию проектов по ликвидации накопленного ранее экологического ущерба», сообщает «Интерфакс».
Талантливый сын талантливого отца и «эффективный менеджер» Алексей Рогозин
Таким образом, если Алексею Рогозину и удалось как-то увеличить прибыль Алексинского химкомбината, но вреда от него стало не меньше.
Алексей Рогозин – «эффективный менеджер»
Финансовые успехи Алексея Рогозина на поприще руководителя комбината тоже выглядят сомнительными. Поправить экономическое положение предприятия удалось преимущественно за счет крупных госконтрактов. Самые крупные контракты за годы управления Алексея Рогозина химкомбинат заключал с Минпромторгом «на выполнение работ по ликвидации последствий деятельности выбывших из эксплуатации производств пироксилиновых порохов и коллоксилинов». Всего было заключено три таких контракта на 1,655 млрд рублей. Еще один контракт был заключён с «Роскосмосом» на 68 млн рублей на «разработку универсальной промышленной технологии производства арамидных волокон типа Русар-С и Русар-НТ для ракетно-космической техники».
Одновременно с этим за три года долги предприятия только перед поставщиками энергоресурсов составили 172 млн рублей. В картотеке арбитражного суда на момент ухода Рогозина с поста директора находилось свыше 20 исков о взыскании долгов.
Об «эффективности» Рогозина на посту директора АХК говорит и количество выявленных нарушений. С 2015 года в результате проверок надзорных ведомств было выявлено 168 нарушений, из них 127 были выявлены в 2015 и 2016 годах, то есть в то время, когда предприятием руководил Алексей Рогозин. Так может быть он и покинул этот пост, чтобы с долгами и другими результатами его «эффективной» деятельности разбирался кто-то другой?
В связи с этим еще больше вопросов вызывает его участие во вчерашнем «сопровождении» Алексея Дюмина на Алексинском химкомбинате. Если он больше не является топ-менеджером завода, почему он присутствовал там и, самое главное, за что его наградили серебряной медалью? Или же он представлял интересы своего отца и от лица папы «инспектировал», как «поживает их завод»?
Любопытно, что только с приходом Алексея Дюмина в Тульской области всерьез озаботились проблемами экологии. Возможно, впервые Тульской областью руководит губернатор, которому не все равно, что целый город в любой момент может взлететь на воздух, а ядовитые реагенты в течение 10 лет отравляют жителей Алексина и близлежащих городов. Только в 2017 году власти наконец-то выделили деньги на ликвидацию взрывоопасных отходов и других негативных последствий производства для окружающей среды. Это даёт надежду на то, что в будущем и положение завода, и жителей Алексина, и Тульской области станет немного лучше…
Впрочем, пока Рогозины и подобные им будут относится к госпредприятиям как к личным вотчинам, исправить ситуацию в экологии и улучшить жизнь простых людей будет крайне сложно.
Лиза Кобякова, «RUPOLIT»
Алексин на пороховой бочке уже больше полвека. Молодой Рогозин это не создавал (старый — философ по образованию — тоже). А кое-что отремонтировать за время своего руководства мальчик успел. С помощью папы и бюджетных средств. Это да. Но не украли же деньги, а на ремонт отправили! В наше время — большая редкость. Вот ему и дали медаль. Авиапром — заказчик предприятия, и по порохам, и по другим интересным веществам и смесям, которые здесь выпускают. В том числе — для космоса. Он губернатору и рассказал. Девочка-автор погуглила, посмотрела материалы проверок и накатала негатив. Конечно, его там много. Но раньше было в разы больше. Мальчик сработал неплохо. Как мог. Чего пинать? Или — заказ? Так и скажи, бедная Лиза.
Даёшь династии ТОП- манагеров!
Если вчитаться — Лизонька бредит,
неграмотная наша.
Кучка надёрганных и передёрнутых фактов и просто слухов.
Обидели Лешенку. А он хороший.
Там проект никакой и подрядчик тоже никакой. Норм.спецы не задерживаются. Идет обычный бабко***динг!