Орловский писатель углядел под Тулой сакральное пространство
Яснополянские писательские встречи, помимо собственного назначения, имеют значение как формат идейного сближения, обусловленный параметрами толстовского авторитета. Кто бы ни вошел со своей темой в повестку дня, его речь вливается в общее течение мыслей, направленное к полноте искомого смысла. И в этом плане важны не столько тематические тексты, представленные к обсуждению, сколько само обсуждение, происходящее в свободной обстановке – в кулуарных прениях и застольных разговорах.
Собственно говоря, все неформальные мероприятия в Ясной Поляне можно представить как символические чаепития, где в процессе общения разные люди, сохраняя различия, находят сходства.
Далее следуют два отступления частного характера.
1. В более тучные годы в перерывах дискуссий организовывался кофе-брейк. Ничего лишнего: пластиковые чашки и кипяток в термосах, рафинад россыпью и чай в пакетиках, однако обыденность обряда своей аскетической простотой способствовала снижению напряжений, возникающих в прениях. Либералы и патриоты, архаисты и новаторы со всем возможным дружелюбием пропускали друг друга к столу с пирожками, осторожно держа в руках ненадежные чашки с обжигающим чайным настоем или растворимым кофе. Казалось, что на время чаепития, как в сказке Киплинга, устанавливается водное перемирие… хотя бы в местном масштабе.
2. Будучи педантом, должен внести в эту позицию необходимое уточнение: в отсутствие хозяина Ясной Поляны, последовательного сторонника трезвости, активные участники дискуссий могут выпить по случаю чего покрепче; надо же людям, истощенным интенсивной умственной деятельностью, как-то поддерживать тонус, а, как говорил капитан Мышлаевский, самый обаятельный (не считая кота Бегемота) из булгаковских героев, чай не водка, много не выпьешь…
Вернемся, однако, к основной теме. Когда мы говорим о наболевшем, рассматривая сущие вещи в свете толстовского явления, ответственность, которую мы берем на себя, повышает удельный вес каждого слова, и оттого возникает ощущение, что все, что сказано по существу, сказано не напрасно. И очень часто приходит в голову мысль о том, что формат яснополянских встреч идеально подошел бы для решения насущных проблем иного рода. А именно – коренных вопросов человеческого существования. Собрать бы здесь тех, от кого зависит ход исторических событий, и усадить за один стол. В порядке исключения из музейных правил – вокруг толстовского самовара. Хорошо бы! Жаль, что эта виртуальная возможность не выдерживает проверки на реальность.
Когда началась Первая мировая война, Томас Манн сказал: будь жив Толстой, это не могло бы, не посмело бы произойти… Представим себе, что Толстой отложил свой уход из грешного мира, и летом 1914 года в Ясной Поляне по его приглашению встречаются император Николай II, кайзер Вильгельм II, король Георг V и президент Пуанкаре. Те, в чьих руках судьбы мира, пьют на лужайке вечерний чай с крыжовенным вареньем по рецепту Софьи Андреевны, вполглаза смотрят, как заходящее солнце покрывает медной полудой нижний край неба, вполуха слушают, как тихий ветер шуршит в веймутовой сосне, устраиваясь на ночь, – и неторопливо беседуют со Львом Николаевичем о смысле жизни… Конечно, вряд ли они пришли бы к единому мнению о том, чем люди живы, а все же начинать мировую войну после такого разговора было бы просто неприлично.
Но Толстой ушел до урочного часа, потеряв надежду обрести мир в Ясной Поляне, а тем более образумить безрассудное человечество, и скоро все в мире пошло наперекосяк. Могло ли быть иначе? Может ли быть иначе впредь? История не имеет сослагательного наклонения, зато относительно актуальной действительности можно и нужно иметь разумные намерения и предпринимать полезные действия.
Ровно год назад на веранде яснополянского дома состоялось чаепитие с участием президента Владимира Путина и губернатора Алексея Дюмина; это камерное мероприятие стало важным событием, имевшим благоприятные последствия. Может, стоит продолжить традицию, чтобы сакральное пространство, в котором незримо присутствует дух Толстого, стало местом согласия государственных и общественных деятелей о будущем страны?
Увлеченный игрой воображения, я представляю удивительную коллизию: в один из грядущих дней в Ясной Поляне собирается симпозиум по обсуждению наболевших проблем нашего времени. Как говорит брат Лоренцо в эпилоге шекспировской трагедии, чтоб осудить себя и оправдать. Однако тут же встает сакраментальный вопрос из грибоедовской комедии: а судьи кто? На правах автора этого утопического проекта, чувствуя недостаток конкретности в своей фантазии, я снижаю уровень прений до текущей повестки дня и сужаю круг действующих лиц до особо важных персон нашего информационного общества. И сразу же осознаю наивность и напрасность своего предложения. В лидерах общественного мнения оказываются медийные идолы – люди вроде бы реальные, но не вполне релевантные…
Наверное, сто лет назад, в канун великого исторического потрясения, когда декаданс мутил общественное сознание опасными грезами, в духе эпохи было нечто подобное нынешнему сумеречному состоянию. Лучшие люди теряли надежды на будущее – и не находили себе места в настоящем. Уход Толстого из Ясной Поляны, из круга света и домашнего тепла, от полки с книгами и стола с самоваром, в бесконечную тоску отказа и безнадежную пустоту смерти был знамением и предвестием гибели старого мира, потерявшего ментальную опору в сознании современников.
Эксцентрики и эгоцентрики, потерявшие веру в социальную справедливость, становятся подпольными людьми. Нечто в этом роде происходит с нашими современниками. Обустроившись на обочине истории, мы ничтоже сумняшеся полагаем, что наша хата с краю, и в случае геополитического землетрясения сейсмическая волна не дойдет до порога нашего дома: мир провалится, полностью или частично, а мы будем пить свой чай и смотреть по телевизору репортаж из эпицентра Апокалипсиса. Как бы не так. Да, пока над нами не каплет; стол накрыт чистой скатертью, крыжовенное варенье разлито по розеткам; из фарфорового чайника струится пряный аромат цейлонского чая… но в пустом стакане с подстаканником без видимых причин тревожно звякает серебряная ложечка. Что-то случится…
Полная версия: Владимир Ермаков, «Орловский вестникъ»
Писателю больше не наливать.
Все правильно написал
Бредни сивой КОБАЛЫ!