Войти   Регистрация

Потомки провизора

Директор музея — о Цюрихе и несговорчивых соседях

Лилия Кашенцева / Из личного архива

Тулу посетили правнучка и праправнучка Фердинанда Белявского, магистра фармации, первого владельца «Старой тульской аптеки», которая в 2014 году окончательно превратилась в музейное пространство, войдя в структуру ТИАМ.

Потомки именитого провизора пожертвовали 400 тысяч рублей на ремонт фасада аптеки. А директор Тульского историко-архитектурного музея Лилия Кашенцева рассказала нам об их визите, об отношении к современной городской архитектуре и о том, что хранят стены старинного здания.

История семьи и дух времени

Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Что за человек был Фердинанд Белявский, чьи потомки недавно приезжали в музей? Как он оказался в Туле?

Лилия Кашенцева: Фердинанд Белявский переехал в Тулу из Санкт-Петербурга. Здесь он построил себе дом.

Сегодня мы можем воссоздать примерный облик фасада и отделки внутренних помещений — в архивах сохранился проект дома провизора. На первом этаже дома Белявского была аптека, на втором — жилые комнаты. Основатель «Старой тульской аптеки» был женат и воспитывал трёх дочерей. Известно, что одна из них — Ольга — вышла замуж за магистра фармации немца Фридриха Адермана. Вместе с мужем она продолжила дело отца. И как раз потомки по её линии и приезжали к нам недавно в гости. Сам же Фердинанд Белявский прожил в Туле до самой смерти, постигшей его в 1903 году».

— Лилия Владимировна, потомки Белявского приезжали к нам не из соседнего региона, а из Австрии и Швейцарии. Как удалось их разыскать?

— Всегда есть человек, который хранит историю семейства. Ну или почти всегда. К счастью, среди наследников семьи Белявских-Адерман такая нашлась — это правнучка Белявского Доната Мозер. Она хранила семейные письма, воспоминания, фотографии и документы. Кстати, она уже приезжала в Тулу в 2003 году. Тогда она передала часть документов в областной архив, другую часть — в музей-усадьбу «Ясная Поляна».

Познакомиться с Донатой нам так и не удалось: она умерла в августе 2014-го… Но мы разыскали её родную сестру Габриэлу Маас и дочь Жанетт Вальднер — правнучку и праправнучку Белявского. Они и гостили у нас целую неделю. Кстати, как выяснилось, Габриэла побывала в Туле не впервые. В 1965 году она была здесь и сделала несколько снимков аптеки. Эти фотографии она передала музею.

— Раритетные снимки — единственное, что привезли потомки Белявского в Тулу?

— Разумеется, нет. Они привезли письма и записки Ольга Адерман. Это крайне важно для нас, поскольку содержат воспоминания, относящиеся к тульскому периоду жизни семьи фармацевта. Помимо этого, нам передали артефакты из Историко-фармацевтического музея Базеля и аптеки Letziapotheke Цюриха: прибор для изготовления пилюль, которому более 100 лет, антикварные лекарственные упаковки, уникальную коллекцию открыток и книг. Я очень надеюсь, что с музеем фармацевтики Базеля у нас установятся партнёрские отношения.

— Но главным подарком для вас, наверное, всё-таки стала финансовая поддержка?

— Это, конечно же, очень важно. Наши гости пожертвовали музею 400 тысяч рублей на ремонт главного фасада. Это позволит не только закрыть текущие хозяйственные нужды, но и приступить к подготовке новой выставки, которую мы готовы будем представить к концу сентября.

— Гости поделились впечатлениями о нашем городе?

— Им всё очень понравилось. За неделю они посетили Ясную Поляну, Куликово поле, музей оружия. Очень им запомнились кремль и музей тульской гармони. Но, к сожалению, они столкнулись с проблемой языкового барьера. Не во всех музеях, и даже в отеле, где они жили, экскурсоводы и персонал говорили по-английски.

К соседу на беседу

— Кроме дома Пальцова, где располагается «Тульский некрополь», «Старой тульской аптеки», дома Крафта и арт-пространства FLUGEL, в структуру ТИАМа входят ещё два филиала — усадьба Алексея Хомякова «Богучарово» и музей обороны Тулы в бывшем Ленинском посёлке. Что они предлагают туристам?

— Эти музеи стали нашими филиалами в 2016 году. В музее обороны работает постоянная экспозиция, посвящённая тульской оборонительной операции 1941 года.

В основе выставки — предметы, найденные на местах боевых действий в ходе многолетних поисковых экспедиций. Есть также интерактивная зона — блиндаж, в который каждый посетитель может спуститься и, хотя бы отдалённо, но всё-таки ощутить себя в атмосфере военного времени.

А в усадьбе Хомякова сейчас по-настоящему бедственное положение. В комплексе сохранился господский дом, дом управляющего, оранжерея, остатки парка, храм. И музей занимает всего лишь несколько помещений в господском доме. В здании нет канализации и воды, инженерные коммуникации изношены практически полностью, и использовать их уже просто небезопасно. Но главная проблема в том, что по соседству с музеем живут люди, а на их территории мы не можем заменить аварийную электропроводку и подключить пожарную сигнализацию.

Тем не менее мы планируем развивать усадьбу, привлекать к ней внимание горожан, туристов, властей, работать с местным сообществом. Но прежде чем приступить к разработке стратегии её развития, мы пытаемся понять, как интересы местных жителей можно совмещать с работой музейщиков и как это совмещение сделать максимально эффективным для всех. Кстати, именно с этой целью в сентябре планируем организовать мастер-класс урбаниста Михаила Алексеевского, руководителя центра городской антропологии института «Стрелка». Это проводится в том числе и для того, чтобы наладить отношения с проживающими по соседству с музеем сельчанами.

Честно скажу, иногда кажется, что наши проекты неинтересны людям. Потому что иной раз готовишься к выставке, вкладываешь душу, знания и опыт, а посетителей — всего два-три человека.

Фото: Из личного архива/ Лилия Кашенцева

Однако недавно в арт-пространстве «Барабан», которое также входит в структуру ТИАМа, с открытой лекцией выступал декан высшей школы урбанистики Алексей Новиков. Он как раз говорил о том, что невозможно оценить результаты культурных проектов сегодня: они будут видны в будущем. Культурный слой, так сказать, нарастает медленно, и происходящие изменения на начальном этапе могут быть практически незаметны. Конечно, это мнение Новикова очень нас обнадёживает.

Ходить охота!

— Недавно в Туле презентовали масштабный проект по реконструкции набережной, улицы Металлистов, других значимых территорий. А что ещё нужно сделать в областном центре?

— Нужно больше пешеходных маршрутов, комфортных и чистых улиц, по которым можно было бы часами гулять, бродить, осматривать окрестности. К тому же нужно помнить, что город — это не только подборка достопримечательностей. Это и фоновая застройка, и состояние фасадов жилых домов, и вывески кафе и магазинов, и, разумеется, исторически значимые места. Город — это большое целое.

— Большой город — это ещё и огромное количество уличной рекламы…

— Это проблема для большинства российских городов — рекламный и информационный мусор. И многие даже не представляют, какое негативное влияние оказывают на нас пёстрые, крикливые, кичливые, разномастные и многоголосые плакаты, объявления и баннеры. В Туле ситуация несколько улучшается. Например, из центра города убрали рекламные растяжки, баннеры и штендеры. И если развитие городского пространства идёт по принципу «от центра к периферии», то наметившаяся ныне тенденция вызывает оптимизм.

Антонина Позднякова, «АиФ-Тула»

10486280cookie-checkПотомки провизора
 

Комментарии

  1. АватарАнтонина

    В этом варианте есть неточности, на сайте АиФа находится исправленный материал уже)

  2. Аватарпрохожий

    «иной раз готовишься к выставке, вкладываешь душу, знания и опыт, а посетителей — всего два-три человека».
    |
    Не повезло ярким творческим личностям с народом.

    1. АватарГость

      Да и с рекламой не повезло.Разработали бы мастер -классы,литературные гостиные для школьников устраивал бы,заручившись поддержкой минобра, — и пошло бы дел доброе!

    2. АватарНаталья

      Я с удовольствием посещала бы различные мероприятия, но живу в том самом Богучарово и добраться после окончания проблематично, т к начинаются они в 17 — 19 часов. Специально просмотрела афишу Тулы, увы….

Добавить комментарий